Внушения могут быть как полезными, так и откровенно вредными.
- За что ты меня ненавидишь? - пресуппозируется, что «ты меня ненавидишь».
- Будешь гулять без шапки - заболеешь и умрешь! - пресуппозируется, что последствиями прогулки без шапки будет смерть.
- Ты либо его возненавидишь, либо себя, - пресуппозируется всего два возможных выбора, и оба плохие.
Аналогичные конструкции часто встречаются в жизни: в рекламе, при общении с друзьями и родственниками, когда себя мотивируем, как обратную связь от начальника и так далее.
Но так как необходимым условием внушения является наличие раппорта, сложнее всего приходится как раз с друзьями и близкими, а особенно мелким детям с родителями. При этом в большинстве случаев близкие люди совершенно не хотят навредить, чаще всего просто помочь или смотивировать (это я про позитивное намерение):
Подруга пытается поддержать: «Ты такая умная, добрая, красивая, что же тебя не любит никто?»
Мать мотивирует сына: «Ты понимаешь, что только тупица не может решить эту задачку?»
Друг советует: «Когда в следующий раз сломаешь руку, сразу звони в травмпункт».
Самомотивация: «Ну почему я такой идиот!»
Соответственно,
А так же
Некоторые наиболее часто встречающиеся типы деструктивных команд.
жесткие запреты: нельзя, запрещено
- Ты понимаешь, что у нас нельзя честно заработать много денег?
долженствования: должен, обязан, вынужден
- Поцеловал девушку - должен жениться.
ограничения: никогда, никто, всегда
- После того, как ты выйдешь отсюда, никто тебя не полюбит.
деструктивные действия: упасть, разбиться, пострадать, сломать (себе), заболеть, умереть
- Ты хочешь сломать себе руку или ногу?
негативная оценка: тупеть, глупеть, кривой, косой, никчёмный
- Чем больше читаешь свой твиттер, тем сильнее тупеешь.
негативная самооценка: идиот, тупица, дурак
- Ты либо идиот, либо дурак!
- Вопрос. Каким способом вы отсеиваете неэкологичные высказывания в реальной жизни?
- Я делаю обычно так. Если собеседник говорит что-то неэкологичное для меня, я начинаю мысленно искать противоречия в его словах, высмеивать, ехидничать...
- А я после того, как слышу что-то вредное, как бы выключаюсь и перестаю воспринимать вообще, что он говорит.
- Когда человек говорит неэкологично, он как бы падает в моих глазах, и вместе с этим все, что он говорит, становится менее значимым.
Все, что вы назвали, очень эффективные способы. И в большинстве своем они основаны на том, что вы рвёте раппорт и снижаете значимость и важность для вас собеседника. Чем выше для вас авторитет человека, тем сильнее на вас влияют его слова. Поэтому – авторитет ниже, и влияние тоже.
НО! Тут есть одна неприятная мелочь. После того, как вы начинаете изолироваться таким способом, вы полностью отсеиваете все то, что он говорит. Это не фильтр, это как предохранитель: сработал – и вы закрылись. Не всегда такой способ удачен. Когда вы понижаете важность всего, что другой человек говорит, то вы можете потерять массу полезной информации: весьма возможно, что он говорит и умные и полезные вещи тоже. Лучше неким образом понижать важность только неэкологичных фраз, а остальной текст пускать внутрь.
Для фильтрации можно выбрать подходящую метафору, например:
фразы - это летящие шарики от пинг-понга, нормальные белого цвета, неэкологичные - чёрного, чёрные просто отбиваются;
неэкологичные фразы внутри воспринимаются намного тише, глушатся (в большинстве случаев, внутренняя «громкость» фразы определяет её важность);
перед неэкологичной фразой быстро вырастает мысленная «стена», которая защищает вас от неё (и исчезает потом);
фразы - это облака, неэкологочные фразы заплывают в меня и выплывают, остальные - остаются;
когда собеседник произносит неэкологичные фразы, вы видите себя со стороны и как бы эти фразы к вам не относятся.
Эта ваша метафора, она может быть любой, самое главно, чтобы для вас она обозначала фильтрацию сообщений.
Игра на фильтрацию неэкологичных высказываний: как их распознавать, как от них защищаться и как контролировать свою речь, чтобы говорить экологично.
В тройках: один из вас будет Рассказчиком, другой Слушателем, третий – Наблюдателем. Слушатель просит Рассказчика смотивировать его на какое-то действие, например есть меньше сладкого или заниматься спортом.
Задача Рассказчика – придумать и проговорить текст, направленный на негативную мотивацию Слушателя, изредка вставляя неэкологичные фразы.
При чём эти неэкологичные фразы должны быть только те, которые он сознательно выбрал.
Например:
Слушатель: - Я хочу бегать по утрам.
Рассказчик: - Сейчас такое время - надо постоянно за собой следить. Нагрузки, стрессы, экология. И ты можешь задать себе вопрос: «Почему я такой безвольный?». Ведь ты мог заняться своим здоровьем, но до сих пор этого не сделал. Почему ты так часть болеешь и у тебя постоянно плохое настроение. Но есть то, что поможет тебе со всем этим справиться - это бег по утрам. Понятно, что это очень сложно. Ты знаешь, что надо постоянно себя заставлять. Но просто подумай, что ты хочешь: умереть молодым или наконец взяться за себя. Поэтому прямо завтра как встанешь, сразу оделся и побежал! Хоть пять минут, хоть десять - главное начать!
Задача Слушателя – следить за речью Рассказчика и отслеживать, какие фразы вызывают внутри него протест. Это сигнал о том, что, возможно, речь построена неэкологично. То есть Слушатель оценивает речь Рассказчика интуитивно.
При этом Слушателю нужно не только заметить неэкологичное внушение, но «защититься» от него - делается это обычно быстрым пониженем раппорта и/или командой себе понизить важной данного конкретного сообщения.
Задача Наблюдателя – аналитически определять в речи Рассказчика неэкологичные команды. Наблюдатель также следит за временем.
При этом когда кто-то говорит или слышит неэкологичную, по их мнению, фразу - подавайте какой-нибудь сигнал: поднимите большой палец или двиньте плечём. То есть когда Рассказчик произносит неэкологичную фразу - сигнализирует, когда Слушатель слышит неэкологичную фразу - сигнализирует, когда Наблюдатель отследил неэкологичную фразу - сигнализирует.
20 минут.
До этого мы говорили о «пассивной» самозащите от неэкологичных высказываний. Но можно и «активно» повлиять на собеседника.
Если вы хотите попытаться изменить поведение собеседника и обратить его внимание на то, что он говорит.
Выделяете интонацией деструктивную команду.
- Ты понимаешь, что так ты никогда никого себе не наёдешь!
- Я никого никогда себе не найду? [усиливая интонацию]
Усиливаем ограничение, добавляя кванторы всеобщности и модальность точности: все, всегда, никто, никогда, абсолютно, точно.
- Чем больше ты стараешься, тем сильнее разочарование.
- Абсолютно точно если я буду стараться, я разочаруюсь?
Если в речьи есть модальность неизбежности, запрета, долженствования, то её можно заменить на модальность возможности, разрешения или вероятности.
- Когда тебя в очередной раз бросит парень...
- Да, возможно я расстанусь с парнем, но это совершенно не обязательно.
Можно просто обратить внимание собеседника на то, что именно он внушает.
- Я понимаю, что ты сейчас должна себя чувствовать полной дурой.
- Ты сейчас даешь мне команду «чувствовать себя дурой»?
Вариант с осознанием, но добавляете предполагаемое позитивное намерение собеседника.
- Я понимаю, что ты хочешь меня поддержать, но сделай это чуть иначе, а то ты даёшь мне команду «чувствовать себя дурой».
Самый простой и эффективный способ борьбы с неэкологичным собеседником - уйти. Особенно хорош этот вариант в случае, если вы этого самого собеседника большей никогда не увидите.
Полностью разорвать раппорт. Что, с одной стороны, уменьшит возможность внушения, с другой - скорее всего разговор просто сойдёт на нет. Сделать это можно просто отстроившись.
Разрыв шаблона обычно сбивает эмоциональный накал и последовательность изложения говорящего. А вместе с этим и возможность делать деструктивные внушения.
История. Было это в конце прошлого века (люблю эту фразу), я гулял со своими детьми, которым было пять и шесть лет. Осень, начало ноября, градусов пять тепла на улице. Они без шапок. Мы залезаем в трамвай, чтобы проехать пару остановок. Добросердечная бабушка глядя на них начинает причитать:
- Что же вы без шапок. Простудитесь, заболеете и умрёте.
И дальше в том же духе. Я послушал и выдал, глядя ей в глаза:
- А у меня проездной.
- Я не про это, - смутилась она и замолчала.
Тренируйтесь постоянно говорить экологично.
Отмечайте неэкологичные сообщения - как аналитически, так и интуитивно, - и (пассивно) защищайтесь от них. Как источник потока информации можно использовать телевидение, газетные статьи, речь знакомых и т. д.
В группах по три человека: Рассказчик, Слушатель и Наблюдатель. Рассказчик вставляет в речь неэкоологичные высказывания, Слушатель «пассивно» защищается от них, но так же «активно» реагирует: использует интонационное усиление, меняет модальность и так далее. Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь в конце.
20 минут.
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов