118. Выявление убеждений

Один из часто возникающих вопросов - как именно выявлять убеждения? Естественно, наиболее интересны те убеждения, которые вы (или клиент) хотите изменить. Но и знание о полезных убеждениях тоже имеют смысл. И будут некоторые различия для случаев, когда вы выявляете свои собственные убеждения или убеждения другого человека.

Выявление собственных убеждений

Когда вы свои собственные убеждения вам нужно будет правильно калибровать свои реакции. Для этого как раз подойдут калибровки уровня убеждённости и внутреннего согласия. Например, вы предполагаете, что у вас есть убеждение «я не умею справляться с трудностями».

  1. Задаёте себе вопрос вроде: «Действительно ли это моё убеждение?» - и калибруете ответ «да» или «нет».
  2. Если ответ «да» - вы калибруете уровень убеждённости в баллах. Например, у вас получается 7 баллов и вы помните, что порог убеждения у вас 5 баллов. Если обе калибровки совпали - уровень убеждённости выше порога и искреннее согласие - то скорее всего это действительно ваше убеждение.
  3. Определяете, расширяющее или ограничивающее для вас это убеждение. Если ограничивающее - решаете, хотите ли вы его менять.
  4. Если готовы изменить это убеждение - выявляете его полную форму, смысл и тип.

Ну а далее примеры того, как убеждения можно выявлять. Большинство вариантов вы уже делали в той или иной форме, так что в первую очередь это способ структурировать знания и навыки.

Уже знаю

Этот вариант в каком-то смысле самый простой - вы считаете, что уже знаете убеждение. Вам остаётся просто проверить, действительно ли это так.

Часто встречающиеся убеждения

Ещё один вариант - пройтись по наиболее часто встречающимся убеждениям в данным контексте и откалибровать, какие из них являются убеждениями и для вас тоже.

Убеждения о ценности

Берёте вашу важную ценность в данном контексте и выявляете связанные с ней убеждения (естественно, проверяя ответ калибровкой). А потом, при необходимости, проверяете, какие из этих убеждений расширяющие, а какие - ограничивающие.

Намерение поведения

В большинстве случаев за проблемным поведением находится поддерживающее его убеждение. Выявить его можно определив намерение этого поведения и выяснив убеждения, связанные с этой ценностью.

  1. Определите поведение, которое вас не устраивает.

  2. Выясните намерение (ценность), стоящее за этим поведением. Для этого задавайте вопросы:

    – Зачем мне [это] нужно?

    – Что мне [это] даст?

    – Какой в [этом] смысл?

  3. Выявите убеждения, связанные с этой ценностью - то есть переходим к предыдущему варианту.

Например, есть проблемное поведение - когда я сильно устаю, я начинаю грубить окружающим. Далее внутренний диалог.

– Зачем я грублю окружающим?

– Чтобы снять раздражение.

– Какой смысл в снятии раздражения?

– Я смогу лучше контролировать своё состояние.

– Что мне даст контроль состояния?

– Я перестану срываться на других людях.

– Что мне это даст?

– Уверенность в себе.

– Намерение того, что я грублю окружающим когда сильно устал - уверенность в себе?

– Да (при этом калибрую конгруэнтность этого согласия).

Далее выявляю свои убеждения связанные с «уверенностью в себе» (калибрую, действительно ли это так).

Причина: «Для того чтобы быть уверенным в себе, нужно держать свои границы».

Следствие: «Когда ты уверен в себе люди относятся к тебе с уважением».

Критерии: «Я уверен в себе когда я спокоен, контролирую своё поведение и знаю, что делать».

Определение: «Уверенность в себе - это быть на своём месте в ситуации».

Отнесение к категории: «Я человек достаточно уверенный в себе».

Из всех этих убеждений ограничивающее только убеждение о причине: «Для того чтобы быть уверенным в себе, нужно держать свои границы». Оно обозначает, что любое нарушение этих самых границ должно немедленно пресекаться - грубостью, криком, даже дракой. И вот это я хочу изменить.

Выявление чужих убеждений

При выявлении чужих убеждений несколько будут отличаться калибровки. Калибровки то понадобятся те же самые - согласие и уровень убеждённости. Вот только калибровать нужно клиента. Калибровку согласия мы уже делали, но нужно учитывать, что при согласии по поводу ограничивающего убеждения может не быть улыбки и расслабленных губ. А для калибровки чужого уровня убеждённости можно попросить человека выбрать три вещи, в которых он точно убеждён, и три вещи, в которых он сомневается. Это могут быть достаточно банальные вещи: «Земля вращается вокруг Солнца», «летом у нас теплее чем зимой», «мне тридцать пять лет» (убеждён) и «женщины долго одеваются», «никому нельзя доверять», «нельзя стать богатым честным путём» (сомневаюсь). А потом определите как минимум три признака убеждённости и три признака сомнения.

Так же можно попросить человека самостоятельно оценивать уровень убеждённости, но при этом его ответ всегда стоит проверять калибровкой.

При выявлении чужого убеждения:

  1. Калибруете уровень убеждённости, когда клиент произносит убеждение.

  2. Проверяете конгруэнтность согласия - возвращаете клиенту его убеждение и смотрите насколько конгруэнтно он соглашается:

    – Вы считаете, что вас никто не любит?

    – Да, правильно [кивок головой вниз, симметричная поза, ответ быстрый - конгруэнтное согласие].

  3. Определяете, расширяющее или ограничивающее для клиента это убеждение. Если ограничивающее - выясняете, готов ли он поменять это убеждение.

  4. Если готов изменить это убеждение - помогаете клиенту определить его полную форму, смысл и тип.

Предыдущие варианты выявления убеждения - «уже знаю», «часто встречающиеся убеждения», «убеждения о ценности» и «намерение поведения» - можно использовать и при работе с клиентом, просто калибруете вы его реакции, а не свои. Но можно добавить ещё несколько вариантов.

Сообщение о правилах

Когда человек сообщает о правилах, он практически говорит о своём убеждении. Обычно нужно только немного уточнить и откалибровать, действительно ли это является его убеждением.

– Человек не должен стесняться своих недостатков [по калибровке - убеждён].

– То есть вы считаете, что человек не должен стесняться своих недостатков?

– Да [по калибровке - конгруэнтное согласие].

– Оцените это утверждение от 0 до 10 по уровню вашей убеждённость, где 0 - сомневаюсь, 10 - полностью уверен.

– Думаю, 8 или 9.

Причина оценки

Когда человек что-либо оценивает, он обычно опирается в этом процессе на свои убеждения.

– Он поступил неправильно.

– Что именно он сделал?

– Он накричал на моего коллегу. А кричать на людей неправильно [по калибровке - убеждён].

– Почему вы считаете, что кричать на людей неправильно?

– Потому что это их унижает.

– Вы считаете, что кричать на людей неправильно, потому что это их унижает?

– Да [конгруэнтное согласие].

Сильная эмоция

Если человек испытывает сильную эмоцию, с большой долей вероятности как-то задеты его убеждения. Задавая вопросы можно это выяснить. При чем есть небольшая шпаргалка о том, что часто вызывает определенные эмоции.

Это именно часто встречающиеся, но совершенно не обязательные варианты.
  • азарт - есть возможность выигрыша;
  • вина - я поступил неправильно, нарушил важные ценности;
  • восторг - получил намного больше, чем ожидал;
  • восхищение - человек сделал что-то очень важное и хорошее;
  • гнев - незаслуженно нарушены мои важные ценности;
  • гордость - я справедливо/заслуженно достиг чего-то важного;
  • горе - потеря чего-то очень важного;
  • злость - кто-то (несправедливо) нарушает мои важные ценности или принципы;
  • страх - (возможная) проблема в будущем;
  • счастье - справедливо удовлетворены мои важные ценности;
  • тревога - возможная (обычно неопределённая) опасность в будущем;
  • удивление - реакция на неожиданность;
  • ужас - очень большая проблема в будущем.

– Я жутко злюсь.

– На кого вы злитесь?

– На своего мужа.

– Что он сделал?

– Он унизил меня!

– А как именно он вас унизил?

– Он при друзьях сказал, что я плохо готовлю.

– И как именно эта его фраза вас унизила? Что именно в ней такого унизительного?

– Потому что вместо того, чтобы поддержать меня, он начал говорить гадости.

– А муж должен поддерживать жену?

– Несомненно [конгруэнтное согласие].

– Оцените это утверждение от 0 до 10 по уровню вашей убеждённость, где 0 - сомневаюсь, 10 - полностью уверена.

– 10.

Пресуппозиции в речи

Об убеждениях так же можно узнать через пресуппозиции в речи клиента. Что вполне логично - собственные убеждения воспринимаются человеком как абсолютно истинные утверждения. Чем интересна работа с пресуппозициями в речи - могут проявиться совершенно неожиданные убеждения в каком-то контексте. Естественно, потом убеждение нужно будет вывести на осознание и откалибровать.

– Ты же понимаешь, что жена наверняка будет тебе изменять.

– Вы думаете, что жёны точно будут изменять своим мужьям?

– За что меня муж ненавидит?

– Вы считаете, что ваш муж вас ненавидит?

– Брак может длиться три месяца или три года.

– Вы уверены, что существуют только два варианта продолжительности брака - три месяца или три года?

– Чем больше ты стараешься, тем меньше тебя ценят.

– Вы действительно верите, что чем больше вы стараетесь, тем меньше вас ценят?

Упражнения

Часто встречающиеся убеждения

Выберите актуальный для вас контекст. Выясните наиболее часто встречающиеся убеждения для этого контекста. Откалибруйте являются ли эти убеждения убеждениями и для вас тоже.

Убеждения ценности

Выберите актуальный для вас контекст. Определите три-четыре важные ценности для вас в этом контексте. Для каждой ценности составьте список убеждений. Каждое из этих убеждений оцените - расширяющее оно для вас или ограничивающее.

Например.

  • Контекст: работа.
  • Ценности: уважение, эффективность, компетентность.
  • Убеждения для ценности «уважение»:
    • Причина: «Для того, чтобы тебя уважали на работе, нужно досконально разбираться во всём» [ограничивающее].
    • Следствие: «Если тебя уважают на работе, то будут продвигать по карьерной лестнице» [расширяющее].
    • Критерии: «Тебя уважаю на работе, когда с тобой советуются, считаются с твоим мнением, вежливо общаются и поддерживают» [расширяющее].
    • Определение: «Уважение - это признание твоих достоинств» [расширяющее].
    • Отнесение к категории: «Меня мало уважают на работе» [ограничивающее].

Намерение поведения

Выберите поведение, которое вы хотите изменить. Выясните позитивное намерение этого поведения. Составьте список убеждений для соответствующей ценности и определите, какое убеждение в наибольшей степени поддерживает это поведение.

Где проходим

Тренинг:: Изменение Убеждений

Онлайн-тренинг:: Личностная Трансформация

По теме

20. Калибровка

49. Метамодель: как конкретизировать информацию

51. Намерение

92. Самокалибровка уровня убеждённости

93. Типы убеждений

94. Прямой смысл убеждения

95. Полная форма убеждения

97. Ограничивающие и расширяющие убеждения


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top