117. Создание ценности
Наши ценности не являются чем-то вроде инстинктов и не дарованы нам чем-то свыше - мы создаём их сами. Чаще всего бессознательно, но сегодня мы это исправим. И потренируемся создавать и удалять (анти)ценности. Процесс будет немного различаться для концепций и эмоций. Если мы создаём ценность для эмоции, «просто эмоция» остаётся, но плюс к ней создаётся эмоция-ценность. А вот концепции, вроде честности или ханжества, просто переносятся из категории в категорию.
Зачем создавать ценность
Ценности - это наши внутренние цели, то, к чему мы стремимся. Например, если у вас есть ценность-эмоция, то скорее всего предполагает, что вы хотите эту эмоцию испытывать чаще, стремитесь к ней и что-то делаете для её достижения. А вот антиценностей-эмоций вы стараетесь избегать и прикладываете усилия для того, чтобы она не появилась. Аналогично для ценности-концепции - эта идея для вас важна и вы хотите воплотить её в жизнь. А антиценность-концепцию вы хотите избежать и прикладываете усилия, чтобы в вашей жизни этого не было.
Упражнения
Чувство или концепция
Подумайте, какие (анти)ценности для вас скорее ценности-эмоции (то есть основаны на чувствах и не обязательно эмоциях), а какие скорее ценности-концепции (то есть основаны на более абстрактных для вас понятиях). Например:
- ценности-эмоции: счастье, восторг, уверенность, радость, спокойствие, азарт;
- антиценности-эмоции: злость, презрение, вина, стыд, гнев;
- ценности-концепции: истина, дружба, стабильность, безопасность, равноправие, миролюбие;
- антиценности-концепции: ложь, предательство, жестокость, наглость, коррупция.
Есть ли ценность для эмоции
Определите, для каких эмоций есть соответствующие (анти)ценности, а для каких нет. Например:
- чувства, для которых есть соответствующие (анти)ценности: счастье, спокойствие, уверенность, злость, азарт, депрессия;
- чувства, для которых нет (анти)ценностей: грусть, эйфория, апатия, безразличие, сосредоточенность, включённость.
Различие ценности и эмоции/концепции
Эту тему мы уже немного разбирали в главе «Что делает ценность ценностью». Сейчас ваша задача понять, что вам даёт наличие (анти)ценности-эмоции и (анти)ценности-концепции. Например:
- Когда у меня есть просто переживание, без ценности, то я особо ничего не делаю для его появления. Приходит и приходит. А вот когда у меня есть к этому переживанию ценность, то я целенаправленно что-то делаю, чтобы это чувство опять возникло, его появление я лучше контролирую и думаю о нём. Если переживание негативное и к нему есть антиценность по большей части тоже самое, но с обратным знаком - я целенаправленно прикладываю усилия, чтобы это чувство не возникло. И контроль над этим переживанием лучше и больше внимания к нему. Для ценностей-концепций похоже - прикладываю усилия для реализации этой идеи в жизнь для ценности или препятствую реализации для антиценности. А пока это только идея, то особо об этой штуке даже и не думаю.
Разметка ментального пространства
Сделайте разметку ментального пространства для себя. Где у вас находятся:
- ценности;
- антиценности;
- есть ли различие для ценностей-эмоций и ценностей-концепций;
- эмоции (и есть ли различие для позитивных и негативных эмоций);
- концепций, которые не являются (анти)ценностями (и есть ли различие для позитивных и негативных концепций);
- проверьте, может ли концепция оставаться одновременно и в категории «просто концепций», и в категории ценностей.
Как создать ценность-эмоцию
- Сначала вам нужно выбрать, для какого переживания вы хотите создать ценность. Предположим, вы хотите создать ценность для «концентрации».
- Делаете разметку ментального пространства (если вы ещё этого не сделали): выясняете, где у вас находится область для просто переживаний, а где место для ценностей-переживаний. Для этого берёте 3-4 переживания и определяете, где находится в ментальном пространстве эта категория. А где находится категория ценностей.
- Добавляете образ «концентрации» в категорию ценностей. Обычно при этом происходит смена и остальных субмодальностей - например, если ценности крупнее и более размыты, то образ «концентрации» скорее всего тоже станет крупнее и более размытым. Если нет - придётся это сделать самостоятельно.
- Подберите наиболее подходящее место для образа «концентрации» в категории ценностей. Возможно его стоит сдвинуть чуть выше, правее и ближе.
- Определите позитивные и негативные последствия того, что у вас теперь есть ценность «концентрация». Например, позитивные последствия - буду больше концентрирован на задачах, меньше отвлекаться, погружаться в работу; отрицательные - более серьёзное отношение к работе, меньше непосредственности. Если соотношение позитивных и негативных последствий вас не совсем устраивает - вернитесь на предыдущий шаг и попробуйте найти более подходящее место для «концентрации» в области ценностей (если это не получится, то возможно делать «концентрацию» ценностью не очень хорошая идея и её образ стоит из категории ценностей убрать).
- Сделайте привязку к будущему - представьте себя со стороны в ситуациях, где ценность «концентрация» влияет на ваше поведение, завтра, через неделю, месяц, год. Нравится ли то, что вы там делаете?
Если вы хотите создать из какого-то переживания антиценность (например, из «злости»), изменения только во втором шаге - вам нужно определить место в ментальном пространстве для просто эмоций и место для антиценностей.
Как создать ценность-концепцию
Когда вы создаёте (анти)ценность-концепцию, вы обычно переносите концепцию из категории «просто концепций» в категорию «(анти)ценностей». То есть практически весь процесс будет аналогичен предыдущему, различия будут только в третьем шаге: вы переносите концепцию из категории в категорию, а не создаёте её «копию» в категории (анти)ценностей, как для чувств.
- Выбираете концепцию, которую хотите сделать (анти)ценностью.
- Размечаете ментальное пространство для концепций и ценностей («верность», «отзывчивость», «справедливый суд», «честность»), или, соответственно, концепций и антиценностей («предательство», «несправедливость, «ханжество»).
- Переносите концепцию из категории концепция в категорию (анти)ценностей-концепций.
- Подберите наиболее подходящее место для образа внутри категории.
- Экологическая проверка.
- Привязка к будущему.
Как удалить ценность
При удалении ценности процесс будет обратный: ценности-эмоции вы просто удаляете из категории, а ценности-концепции просто переносите из категории «ценности» в категорию «концепции». Естественно, после переноса проверяете экологию и делаете привязку к будущему.
Где проходим
Онлайн-тренинг:: Личностная Трансформация
По теме
98. Ментальное пространство
104. Ценности
107. Что делает ценность ценностью