117. Создание ценности

Наши ценности не являются чем-то вроде инстинктов и не дарованы нам чем-то свыше - мы создаём их сами. Чаще всего бессознательно, но сегодня мы это исправим. И потренируемся создавать и удалять (анти)ценности. Процесс будет немного различаться для концепций и эмоций. Если мы создаём ценность для эмоции, «просто эмоция» остаётся, но плюс к ней создаётся эмоция-ценность. А вот концепции, вроде честности или ханжества, просто переносятся из категории в категорию.

Зачем создавать ценность

Ценности - это наши внутренние цели, то, к чему мы стремимся. Например, если у вас есть ценность-эмоция, то скорее всего предполагает, что вы хотите эту эмоцию испытывать чаще, стремитесь к ней и что-то делаете для её достижения. А вот антиценностей-эмоций вы стараетесь избегать и прикладываете усилия для того, чтобы она не появилась. Аналогично для ценности-концепции - эта идея для вас важна и вы хотите воплотить её в жизнь. А антиценность-концепцию вы хотите избежать и прикладываете усилия, чтобы в вашей жизни этого не было.

Упражнения

Чувство или концепция

Подумайте, какие (анти)ценности для вас скорее ценности-эмоции (то есть основаны на чувствах и не обязательно эмоциях), а какие скорее ценности-концепции (то есть основаны на более абстрактных для вас понятиях). Например:

  • ценности-эмоции: счастье, восторг, уверенность, радость, спокойствие, азарт;
  • антиценности-эмоции: злость, презрение, вина, стыд, гнев;
  • ценности-концепции: истина, дружба, стабильность, безопасность, равноправие, миролюбие;
  • антиценности-концепции: ложь, предательство, жестокость, наглость, коррупция.

Есть ли ценность для эмоции

Определите, для каких эмоций есть соответствующие (анти)ценности, а для каких нет. Например:

  • чувства, для которых есть соответствующие (анти)ценности: счастье, спокойствие, уверенность, злость, азарт, депрессия;
  • чувства, для которых нет (анти)ценностей: грусть, эйфория, апатия, безразличие, сосредоточенность, включённость.

Различие ценности и эмоции/концепции

Эту тему мы уже немного разбирали в главе «Что делает ценность ценностью». Сейчас ваша задача понять, что вам даёт наличие (анти)ценности-эмоции и (анти)ценности-концепции. Например:

- Когда у меня есть просто переживание, без ценности, то я особо ничего не делаю для его появления. Приходит и приходит. А вот когда у меня есть к этому переживанию ценность, то я целенаправленно что-то делаю, чтобы это чувство опять возникло, его появление я лучше контролирую и думаю о нём. Если переживание негативное и к нему есть антиценность по большей части тоже самое, но с обратным знаком - я целенаправленно прикладываю усилия, чтобы это чувство не возникло. И контроль над этим переживанием лучше и больше внимания к нему. Для ценностей-концепций похоже - прикладываю усилия для реализации этой идеи в жизнь для ценности или препятствую реализации для антиценности. А пока это только идея, то особо об этой штуке даже и не думаю.

Разметка ментального пространства

Сделайте разметку ментального пространства для себя. Где у вас находятся:

  • ценности;
  • антиценности;
  • есть ли различие для ценностей-эмоций и ценностей-концепций;
  • эмоции (и есть ли различие для позитивных и негативных эмоций);
  • концепций, которые не являются (анти)ценностями (и есть ли различие для позитивных и негативных концепций);
  • проверьте, может ли концепция оставаться одновременно и в категории «просто концепций», и в категории ценностей.

Как создать ценность-эмоцию

117

  1. Сначала вам нужно выбрать, для какого переживания вы хотите создать ценность. Предположим, вы хотите создать ценность для «концентрации».
  2. Делаете разметку ментального пространства (если вы ещё этого не сделали): выясняете, где у вас находится область для просто переживаний, а где место для ценностей-переживаний. Для этого берёте 3-4 переживания и определяете, где находится в ментальном пространстве эта категория. А где находится категория ценностей.
  3. Добавляете образ «концентрации» в категорию ценностей. Обычно при этом происходит смена и остальных субмодальностей - например, если ценности крупнее и более размыты, то образ «концентрации» скорее всего тоже станет крупнее и более размытым. Если нет - придётся это сделать самостоятельно.
  4. Подберите наиболее подходящее место для образа «концентрации» в категории ценностей. Возможно его стоит сдвинуть чуть выше, правее и ближе.
  5. Определите позитивные и негативные последствия того, что у вас теперь есть ценность «концентрация». Например, позитивные последствия - буду больше концентрирован на задачах, меньше отвлекаться, погружаться в работу; отрицательные - более серьёзное отношение к работе, меньше непосредственности. Если соотношение позитивных и негативных последствий вас не совсем устраивает - вернитесь на предыдущий шаг и попробуйте найти более подходящее место для «концентрации» в области ценностей (если это не получится, то возможно делать «концентрацию» ценностью не очень хорошая идея и её образ стоит из категории ценностей убрать).
  6. Сделайте привязку к будущему - представьте себя со стороны в ситуациях, где ценность «концентрация» влияет на ваше поведение, завтра, через неделю, месяц, год. Нравится ли то, что вы там делаете?

Если вы хотите создать из какого-то переживания антиценность (например, из «злости»), изменения только во втором шаге - вам нужно определить место в ментальном пространстве для просто эмоций и место для антиценностей.

Как создать ценность-концепцию

Когда вы создаёте (анти)ценность-концепцию, вы обычно переносите концепцию из категории «просто концепций» в категорию «(анти)ценностей». То есть практически весь процесс будет аналогичен предыдущему, различия будут только в третьем шаге: вы переносите концепцию из категории в категорию, а не создаёте её «копию» в категории (анти)ценностей, как для чувств.

  1. Выбираете концепцию, которую хотите сделать (анти)ценностью.
  2. Размечаете ментальное пространство для концепций и ценностей («верность», «отзывчивость», «справедливый суд», «честность»), или, соответственно, концепций и антиценностей («предательство», «несправедливость, «ханжество»).
  3. Переносите концепцию из категории концепция в категорию (анти)ценностей-концепций.
  4. Подберите наиболее подходящее место для образа внутри категории.
  5. Экологическая проверка.
  6. Привязка к будущему.

Как удалить ценность

При удалении ценности процесс будет обратный: ценности-эмоции вы просто удаляете из категории, а ценности-концепции просто переносите из категории «ценности» в категорию «концепции». Естественно, после переноса проверяете экологию и делаете привязку к будущему.

Где проходим

Онлайн-тренинг:: Личностная Трансформация

По теме

98. Ментальное пространство

104. Ценности

107. Что делает ценность ценностью


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top