93. Типы убеждений

Убеждения условно можно разделить на две группы:

«правила жизни» - что как устроено;
«отнесение к категории» - что чем является.

Правила жизни

Это убеждения о «правилах взаимодействия с ценностями/антиценностями». Так как ценности весьма общие понятия, то и убеждения тоже описывают довольно большие обобщения.

- Для успеха нужно много работать. [для получения ценности «успех» необходимо «много работать»]

- Деньги - признак успешного бизнеса. [наличие «денег» является критерием «успешного бизнеса»]

- Рак приводит к смерти. [«рак» приводит к достижению антиценности «смерть»]

- Свобода - это возможность быть тем, кем ты хочешь. [определение ценности «свобода»]

Причина-следствие

Эти убеждения описывают, что нужно сделать, чтобы удовлетворить ценность и что будет, если ты эту ценность получишь. Например, ценность «популярность».

Причина: «Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать».

Следствие: «Популярность приводит к потере здравого смысла».

Характерным признаком этого типа убеждений является наличие последовательности - одно наступает после другого: «алкоголизм приводит к смерти», «любовь вызывает счастье».

К типу «причина-следствие» относятся убеждения о долженствовании:
- Я должен много работать.
- Он вынужден стараться.
- Я не могу опаздывать.
Но о них мы подробнее поговорим чуть позже.

Комплексный эквивалент

Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?) и определении (что это такое?).

Критерии: «Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен».

Убеждения о критериях обычно предполагают, что должны выполнится все критерии: «Успех – это когда у тебя много денег, тебя все уважают и завидуют» и если хотя бы один из критериев не сработал, то ценность не достигнута. Мы уже тренировались выяснять критерии на 36 занятии, которое так и называлось: «Выявление критериев».

Определение: «Популярность – это когда ты находишься в центре внимания».

Как понятно из названия, это убеждение «поясняет», чем является ценность.

Убеждения об определении часто связывают ценности между собой: «Любовь - это счастье», «правда - это необходимость», и так далее.

Отнесение к категории

Эти убеждения описывают, что чем является, что к какой категории относится.

Ценностями здесь будут как раз эти самые категории. Вообще, ценности - это важные и желаемые для нас категории (а антиценности - важные, но не желаемые).

Собственно, все утверждения вроде «я – гений», «она - красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю жареную картошку» - убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», блондинок в категорию «не нравится», а «жареную картошку» в категорию «люблю».

Все убеждения об идентичности: «я - гений», «он - идиот», «Роналду - футболист», - относятся к этому типу.

- Петров - успешный бизнесмен. [«Петров» входит в категорию «успешные бизнесмены»]

- «Мерседес» выпускает хорошие машины. [машины фирмы «Мерседес» входя в категорию «хорошие машины»]

- Я недостоин счастья. [«Я» не вхожу в категорию «достойные счастья»]

- Здоровье - это важно. [ «Здоровье» входит в категорию «важно»]

Полная форма для убеждений этого типа должна включать обоснование, почему «А входит в категорию Б» - обычно это сообщение об удовлетворении критерия или критериев: «Петров - успешный бизнесмен, так как у него состояние в миллион долларов».

Иногда убеждения могут выглядеть похоже, но разделить их можно по тому, на какой вопрос они дают ответ:
- Что нужно сделать, чтобы получить А? [причина]
- Что будет впоследствии того, что я получил А? [следствие]
- Как я узнаю, что получил А? [критерии]
- Что такое А? [определение]
- Вхожу ли я в категорию А? [отнесение к категории]

Идентичность

Наиболее важными среди этого типа убеждений будут убеждения об идентичности: «Я - хороший пловец».
Обратите внимание, если человек отнёс себя к категории (идентичность), то формально все убеждения о данной ценности должны быть выполнены:

- Я - хороший пловец, так как много тренировался. [причина]

- Я - хороший пловец, поэтому меня приглашают на важные соревнования. [следствие]

- Я - хороший пловец, так как могу проплыть стометровку и не запыхаться. [критерии]

- Я - хороший пловец, это значит, что я плаваю лучше большинства других людей. [определение]

Но в реальности часто всё не совсем так - и это можно использовать для изменения или усиления убеждения.

Проверь себя

Определите, к каким типам относятся убеждения.

Семья - это место, где ты можешь быть счастливым.

определение

Мужчина должен много работать, чтобы содержать семью.

причина

Я умный человек, потому что читаю много книг.

идентичность

Если у тебя есть хорошая работа, семья и свой дом - то ты счастлив.

критерии

Я - успешная женщина, так как многого достигла.

идентичность

Где проходим

Изменение Убеждений

По теме

Модель НЛП:: Убеждения

Видео:: Структура убеждений

Тест:: Тип убеждения


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top