Прежде чем описывать техники изменения убеждений, нам стоит немного поразбираться во внутреннем представление убеждений, ценностей и других категорий. Поговорим о ментальном пространстве - области, где мы представляем взаимосвязи между большим количеством объектов, вроде времени событий, ценностей, целей и убеждений. Ментальное пространство помогает нам всю эту кучу объектов распределить по категориям, например друзья в нём находятся справа, а враги - слева; ценности прямо вверху, антиценности слева, но чуть ниже, неважные вещи - слева внизу.
Для определения места в ментальном пространстве нужна система координат. Здесь удобнее пользоваться не прямоугольной декартовой, а цилиндрической (извините за математику). Соответственно, у нас будет:
расстояние до образа;
высота: кому-то удобнее считать «от пола», кому-то «от уровня глаз»;
правее - левее: тут можно для удобства использовать метод часов - прямо впереди 12 часов, справа 3 часа, слева - 9, сзади - 6.
При этом в разных контекстах изменения в этих координатах (субмодальностях) будут обозначать разное: например, расстояние до образа при представлении событий обычно определяет интенсивность переживания, в контексте времени - близость/дальность события во времени, а в контексте социальных отношений - близость человека.
Для начала можно исследовать, как представлены в ментальном пространстве вещи в которые вы верите или не верите (самокалибровкой уровня убеждённости мы уже занимались).
Итак, где в вашем ментальном пространстве находятся области для того, во что вы:
верите;
не верите;
в чём сомневаетесь.
Например, всё, во что вы верите, может быть спереди от 11 часов до 2 часов, на уровне глаз, на расстоянии 1-3 метра; не верю - сзади и тоже на уровне глаз, а сомневаюсь - слева на 8-9 часов, на уровне пола. Или «верю» справа на 1-3 часа, на уровне глаз, на расстоянии 40-80 сантиметров; «не верю» - слева на 10-11 часов, на расстоянии 60 сантиметров - метр, ниже уровня глаз; «сомневаюсь» - спереди на 11 часов - 1 час, внизу, на расстоянии 2-4 метров.
Это представление в дальнейшем может быть очень полезным для калибровки изменений в процессе работы с убеждениями: ваши текущие убеждения должны находится в области «верю»; новые - в областях «сомневаюсь» или «не верю». А после замены ограничивающих убеждений на полезные расширяющие первые должны уйти в область «не верю», а новые оказаться в области «верю». Вот такая рокировочка получается.
Ещё одно полезное самоисследование - внутреннее представление ценностей/антиценностей.
1. Выберите 3-4 своих ценности (разного уровня важности) и 3-4 антиценности, тоже разного уровня важности.
2. Оцените каждую ценность/антиценность в баллах по уровню важности от 0 до 10. Например:
Ценности:
комфорт 4
счастье 8
гармония 9
свобода 7
Антиценности:
болезнь 5
потеря 7
зависть 8
3. Определите, где в ментальном пространстве расположена категория ценностей, а где - антиценностей. Например: «ценности» - на 1-3 часа, выше головы, на расстоянии от 50 сантиметров до 2 метров; «антиценности» - на 9-11 часов, чуть выше головы, на расстоянии 1-3 метров.
4. Как сенсорно проявляется - то есть при помощи какой субмодальности кодируется - уровень важности. Например, чем выше/ярче/ближе - тем важнее.
5. Сопоставьте уровень важности из пункта 2 с интенсивностью субмодальности. Так же полезно определить, после какого уровня важности вы что-то начинаете считать ценностью/антиценностью.
Модель НЛП:: Ментальное пространство
Видео:: Ментальное пространство
91. Убеждения, ценности, критерии
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов