116. Убедители

Ценности - это внутренние цели и мы стремимся их реализовать. Мы считаем, что ценность реализована, когда сработают соответствующие критерии (помните, убеждения о критериях). Но как мы определяем что сам критерий сработал на сенсорном уровне?

Естественно, это работает только для критериев, срабатывание которых определяется сенсорно, а не через другие критерии, вроде «хороший человек - порядочный, умный и воспитанный».

Как я определю что человек порядочный? Если в течении полугода он не совершит ни одного плохого поступка по отношению к другим людям? Или как минимум трое человек мне подтвердят, что он порядочный? А может важно, чтобы у меня был очень высокий уровень доверия к нему?

В первом случае фокус моего внимания на периоде (в течении полугода), во втором - на количестве повторений (трое человек мне подтвердят), в третьем - на интенсивности (высокий уровень).

То, каким способом достигается срабатывание сенсорного критерия для человека, называется убедителем.

Убедители связаны с тремя характеристиками:

  • продолжительность
  • интенсивности
  • количества раз

116

- После того, как мне отказали три раза, я понял, что я неудачник, - здесь убедитель количество раз.

- Я осознал что здоров, после того, как хорошо себя чувствовал весь год, - здесь убедитель продолжительность.

- Он меня обидел так сильно, что я просто не могу с ним больше общаться, - а здесь убедитель интенсивность.

Но ещё важно происходило что-то (+) или, наоборот, не происходило (-).

- Он уже три раза посмотрел на меня - значит я ему нравлюсь, - здесь фокус внимания на то, что произошло.

- Он ничего мне не подарил на 14 февраля, на 8 марта, даже на день рождения, и я поняла, что он меня не любит, - а здесь фокус внимания на что не произошло.

Вот примеры с интенсивностью:

- Он меня сильно подвёл в ответственный момент и я ему больше не доверяю. [достаточная интенсивность]

- Фильм не сильно захватывает, он просто скучный. [недостаточная интенсивность]

А вот с продолжительностью:

- Я с ней встречаюсь уже полгода, так что нас можно назвать парой. [период, когда нужное событие происходит]

- Он мне за целый день не прислал ни одной смс - он просто не обращает на меня внимания. [период, когда нужное событие не происходит]

Но могут быть конструкции и с определёнными добавочными параметрами или комбинацией характеристик.

Количество повторений подряд: «Я выиграл три раза подряд - мне везёт».

Отсутствие события нужной интенсивности за период времени: «За последний год в моей жизни не было ничего действительно яркого - она стала серой и унылой».

Количество событий с высокой интенсивностью: «После того, как я на трёх свиданиях с ним была совершенно счастлива, я поняла, что люблю его».

Зачем знать об убедителях

Первое и чуть ли не самое важное:

мало знать критерий - ещё нужно знать, как он для человека срабатывает.

У людей есть определённые склонности - один больше предпочитает интенсивность, другой - когда что-то не происходит определённое время. И если человек обращает внимание на продолжительность, он может не реагировать, например, на интенсивность или количество раз.

Например, муж может считать, что хорошие отношения - это когда «за полгода не случилось ничего плохого» [отсутствие событий за период], а жене важны «сильные чувства» [интенсивность]. И тогда, что для мужа хорошие отношения (ничего плохого не происходит) - для жены скука, а вот от эмоционального скандала с последующим страстным сексом для примирения жена в восторге, а муж в ужасе от скандала (при этом страстный секс в контексте определения хороших отношений для него особо ничего не значит).

Что для русского хорошо, для немца - смерть!

Многие люди реагируют на новость/рекламу/чужое поведение/событие только если это повторилось несколько раз (чаще всего три). То есть пока человеку три раза не повторишь, он не запомнит. Но если у кого-то убедитель то же количество раз, но не три, а четыре - не запомнит. А если для кого-то важна интенсивность - неважно сколько раз ему про новость расскажут, если она не вызывает сильных чувств, он на неё особого внимания не обратит.

Для себя тоже полезно знать как срабатывают ваши критерии. Например:

  • Когда вы решите, что вы успешны - когда три раза (подряд) у вас получится [количество раз], когда получится отлично [интенсивность], когда никаких косяков за полгода [отсутствие событий за период]?
  • Хороший рассказ - после прочтения обдумываю его три дня [период], во время чтения сильные эмоции [интенсивность], посоветовал его прочитать не менее чем трём знакомым [количество раз]?
  • Пора прекращать отношения - три месяца о себе не напоминал [период], скучный секс [недостаточная интенсивность], он уже пропустил два свидания [количество раз]?
  • Вы решили проблему - когда за месяц она не проявилась [отсутствие событий за период], когда в такой же ситуации четыре раза вы повели себя по-другому [количество раз], когда в первой же аналогичной ситуации не будет настолько сильных чувств [низкая интенсивность]?

Упражнение «Определи тип убедителя»

  1. Невкусная картошка - недосолили.
  2. Отличный пылесос - три года и ни одной поломки.
  3. Мне понравилось прыгать с парашютом - такой восторг!
  4. Я решил купить новый ноутбук после того, как старый в третий раз сломался.
  5. Этот фильм меня так сильно разочаровал - больше никаких фильмов этого режиссёра.
  6. Канал стал неинтересным - ничего нового за последний месяц.
  7. Начальница меня запомнила - два раза подряд правильно назвала моё имя и отчество.
  8. Последняя презентация Майкрософт скучная - час времени и никаких действительно важных сообщений.
  9. Великолепная книга - три таких лихих поворота сюжета!
  10. Я отличный менеджер - за последний месяц ни одной ошибки.
  1. Невкусная картошка - недосолили. [недостаточная интенсивность]
  2. Мне понравилось прыгать с парашютом - такой восторг! [интенсивность]
  3. Отличный пылесос - три года и ни одной поломки. [продолжительность]
  4. Я решил купить новый ноутбук после того, как старый в третий раз сломался. [количество раз]
  5. Этот фильм меня так сильно разочаровал - больше никаких фильмов этого режиссёра. [интенсивность]
  6. Канал стал интересным - три крутых статьи за последний месяц. [количество событий за период]
  7. Начальница меня запомнила - два раза подряд правильно назвала моё имя и отчество. [количество событий подряд]
  8. Последняя презентация Майкрософт скучная - час времени и никаких действительно важных сообщений. [отсутствие событий нужной интенсивности за период времени]
  9. Великолепная книга - три таких лихих поворота сюжета! [количество событий высокой интенсивности]
  10. Я отличный менеджер - за последний месяц ни одной ошибки. [отсутствие событий за период]

Упражнение «Самоисследование»

Пришла пора поисследовать собственные убедители. Берёте критерий в какой-то ситуации и выясняете его убедитель.

Если не уверены как именно срабатывает критерий - можно полезно проверить его и на реализацию, и на не реализацию: хорошо позанимался спортом - достаточно сильно устал, не очень хорошо позанимался спортом - недостаточно сильно устал [в обоих случаях интенсивность]. Но только проверяйте по принципу «почти реализован»: позанимался спортом «не очень хорошо»; позанимался спортом «плохо» - это уже совсем про другое.

Например:

  • интересная книга - не могу оторваться больше 15 минут [период]
  • важная новость - сильные эмоции [интенсивность]
  • надёжный смартфон - не более двух поломок за год [количество раз за период]
  • вредный сосед - сильное раздражение [интенсивность]
  • успешное выступление - меня похвалили как минимум три человека [количество раз]

Сделайте это для 5-7 критериев.

Упражнение «Придумайте фразу»

Давайте поупражняемся с представлением того, как могут проявляться разные убедители на практике. Придумайте по два - три примера для каждого убедителя.

  1. Несколько событий с заданной интенсивностью.
  2. Несколько событий подряд за отрезок времени.
  3. Высокая интенсивность события и потом её отсутствие.
  4. Отсутствие событий с высокой интенсивностью несколько раз.
  5. Отсутствие исключений за период времени.
  6. Отсутствие событий с низкой интенсивностью за период.
  7. Отсутствие нескольких событий подряд за период времени.
  8. Отсутствие событий с сильной интенсивностью.
  9. Одиночное событие за период времени.
  10. Отсутствие событий с высокой интенсивностью несколько раз подряд за период времени.

Где проходим

Тренинг:: Моделирование

По теме

Выявление критериев

Калибровка численных критериев

Критерии в переговорах и продажах

Типы убеждений


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top