116. Убедители
Ценности - это внутренние цели и мы стремимся их реализовать. Мы считаем, что ценность реализована, когда сработают соответствующие критерии (помните, убеждения о критериях). Но как мы определяем что сам критерий сработал на сенсорном уровне?
Естественно, это работает только для критериев, срабатывание которых определяется сенсорно, а не через другие критерии, вроде «хороший человек - порядочный, умный и воспитанный».
Как я определю что человек порядочный? Если в течении полугода он не совершит ни одного плохого поступка по отношению к другим людям? Или как минимум трое человек мне подтвердят, что он порядочный? А может важно, чтобы у меня был очень высокий уровень доверия к нему?
В первом случае фокус моего внимания на периоде (в течении полугода), во втором - на количестве повторений (трое человек мне подтвердят), в третьем - на интенсивности (высокий уровень).
То, каким способом достигается срабатывание сенсорного критерия для человека, называется убедителем.
Убедители связаны с тремя характеристиками:
- продолжительность
- интенсивности
- количества раз
- После того, как мне отказали три раза, я понял, что я неудачник, - здесь убедитель количество раз.
- Я осознал что здоров, после того, как хорошо себя чувствовал весь год, - здесь убедитель продолжительность.
- Он меня обидел так сильно, что я просто не могу с ним больше общаться, - а здесь убедитель интенсивность.
Но ещё важно происходило что-то (+) или, наоборот, не происходило (-).
- Он уже три раза посмотрел на меня - значит я ему нравлюсь, - здесь фокус внимания на то, что произошло.
- Он ничего мне не подарил на 14 февраля, на 8 марта, даже на день рождения, и я поняла, что он меня не любит, - а здесь фокус внимания на что не произошло.
Вот примеры с интенсивностью:
- Он меня сильно подвёл в ответственный момент и я ему больше не доверяю. [достаточная интенсивность]
- Фильм не сильно захватывает, он просто скучный. [недостаточная интенсивность]
А вот с продолжительностью:
- Я с ней встречаюсь уже полгода, так что нас можно назвать парой. [период, когда нужное событие происходит]
- Он мне за целый день не прислал ни одной смс - он просто не обращает на меня внимания. [период, когда нужное событие не происходит]
Но могут быть конструкции и с определёнными добавочными параметрами или комбинацией характеристик.
Количество повторений подряд: «Я выиграл три раза подряд - мне везёт».
Отсутствие события нужной интенсивности за период времени: «За последний год в моей жизни не было ничего действительно яркого - она стала серой и унылой».
Количество событий с высокой интенсивностью: «После того, как я на трёх свиданиях с ним была совершенно счастлива, я поняла, что люблю его».
Зачем знать об убедителях
Первое и чуть ли не самое важное:
мало знать критерий - ещё нужно знать, как он для человека срабатывает.
У людей есть определённые склонности - один больше предпочитает интенсивность, другой - когда что-то не происходит определённое время. И если человек обращает внимание на продолжительность, он может не реагировать, например, на интенсивность или количество раз.
Например, муж может считать, что хорошие отношения - это когда «за полгода не случилось ничего плохого» [отсутствие событий за период], а жене важны «сильные чувства» [интенсивность]. И тогда, что для мужа хорошие отношения (ничего плохого не происходит) - для жены скука, а вот от эмоционального скандала с последующим страстным сексом для примирения жена в восторге, а муж в ужасе от скандала (при этом страстный секс в контексте определения хороших отношений для него особо ничего не значит).
Что для русского хорошо, для немца - смерть!
Многие люди реагируют на новость/рекламу/чужое поведение/событие только если это повторилось несколько раз (чаще всего три). То есть пока человеку три раза не повторишь, он не запомнит. Но если у кого-то убедитель то же количество раз, но не три, а четыре - не запомнит. А если для кого-то важна интенсивность - неважно сколько раз ему про новость расскажут, если она не вызывает сильных чувств, он на неё особого внимания не обратит.
Для себя тоже полезно знать как срабатывают ваши критерии. Например:
- Когда вы решите, что вы успешны - когда три раза (подряд) у вас получится [количество раз], когда получится отлично [интенсивность], когда никаких косяков за полгода [отсутствие событий за период]?
- Хороший рассказ - после прочтения обдумываю его три дня [период], во время чтения сильные эмоции [интенсивность], посоветовал его прочитать не менее чем трём знакомым [количество раз]?
- Пора прекращать отношения - три месяца о себе не напоминал [период], скучный секс [недостаточная интенсивность], он уже пропустил два свидания [количество раз]?
- Вы решили проблему - когда за месяц она не проявилась [отсутствие событий за период], когда в такой же ситуации четыре раза вы повели себя по-другому [количество раз], когда в первой же аналогичной ситуации не будет настолько сильных чувств [низкая интенсивность]?
Упражнение «Определи тип убедителя»
- Невкусная картошка - недосолили.
- Отличный пылесос - три года и ни одной поломки.
- Мне понравилось прыгать с парашютом - такой восторг!
- Я решил купить новый ноутбук после того, как старый в третий раз сломался.
- Этот фильм меня так сильно разочаровал - больше никаких фильмов этого режиссёра.
- Канал стал неинтересным - ничего нового за последний месяц.
- Начальница меня запомнила - два раза подряд правильно назвала моё имя и отчество.
- Последняя презентация Майкрософт скучная - час времени и никаких действительно важных сообщений.
- Великолепная книга - три таких лихих поворота сюжета!
- Я отличный менеджер - за последний месяц ни одной ошибки.
Упражнение «Самоисследование»
Пришла пора поисследовать собственные убедители. Берёте критерий в какой-то ситуации и выясняете его убедитель.
Если не уверены как именно срабатывает критерий - можно полезно проверить его и на реализацию, и на не реализацию: хорошо позанимался спортом - достаточно сильно устал, не очень хорошо позанимался спортом - недостаточно сильно устал [в обоих случаях интенсивность]. Но только проверяйте по принципу «почти реализован»: позанимался спортом «не очень хорошо»; позанимался спортом «плохо» - это уже совсем про другое.
Например:
- интересная книга - не могу оторваться больше 15 минут [период]
- важная новость - сильные эмоции [интенсивность]
- надёжный смартфон - не более двух поломок за год [количество раз за период]
- вредный сосед - сильное раздражение [интенсивность]
- успешное выступление - меня похвалили как минимум три человека [количество раз]
Сделайте это для 5-7 критериев.
Упражнение «Придумайте фразу»
Давайте поупражняемся с представлением того, как могут проявляться разные убедители на практике. Придумайте по два - три примера для каждого убедителя.
- Несколько событий с заданной интенсивностью.
- Несколько событий подряд за отрезок времени.
- Высокая интенсивность события и потом её отсутствие.
- Отсутствие событий с высокой интенсивностью несколько раз.
- Отсутствие исключений за период времени.
- Отсутствие событий с низкой интенсивностью за период.
- Отсутствие нескольких событий подряд за период времени.
- Отсутствие событий с сильной интенсивностью.
- Одиночное событие за период времени.
- Отсутствие событий с высокой интенсивностью несколько раз подряд за период времени.
Где проходим
Тренинг:: Моделирование
По теме
Выявление критериев
Калибровка численных критериев
Критерии в переговорах и продажах
Типы убеждений