Александр Любимов


В прошлый раз, когда мы говорили о переговорах между частями, мы разобрали технику «Договор частей», которая основывалась на схеме переговоров «разделение контекста». Остались ещё две схемы: «поиск взаимной выгоды» и «переговоры о принципах».

Напоминаю, что в схеме переговоров «поиск взаимной выгоды» мы ищем, чем переговаривающиеся стороны могут быть полезны друг другу, а в схеме «переговоры о принципах» определяем ценность, которая важна обеим сторонам.

На основе этих схем в НЛП разработана техника «Интеграция конфликтующих частей». В ней, как и в «Договоре частей», проблема описывается как конфликт между частями. Но здесь наша задача эти конфликтующие части не развести по разным углам, а объединить в одну – проинтегрировать. В обоих вариантах техника выполняется практически одинаково, отличается только один шаг.

«Переговоры о принципах»

В данном варианте техники мы ищем какое-то объединяющее обе части намерение. Так как намерения образуют иерархию, обычно, если забраться достаточно «высоко», мы обязательно найдём что-то очень важное одновременно для обеих частей. А после этого, так как они вроде бы стремятся к одному и тому же, им можно предложить объединиться.

«Поиск взаимной выгоды»

Здесь же мы просто определяем, чем части могут быть полезны друг другу. Или чему могут научить друг дружку. Ну а после того, как это определиться, можно их вполне эффективно проинтегрировать.

По шагам

Ещё раз напоминаю, что

идея частей – это только метафора.

Просто такая полезная модель. Не более. Но эта метафора даёт нам возможность описать ситуацию как конфликт между «субъектами» и, соответственно, устроить переговоры между ними.

Наиболее удачна эта техника для ситуаций, которые можно описать как внутренний конфликт (частей):

  • ситуацию можно описать как противоречие: «с одной стороны я хочу…, с другой стороны  я хочу»;
  • хочу сделать, но что-то мне мешает;
  • не хочу, но почему-то делаю;
  • знаю, что не стоит делать, но всё-таки делаю.
Напоминаю, что так как переговариваться можно только «на одном уровне власти», работать это будет только если одна из частей ещё окончательно не победила. То есть, то делаю, а то не делаю. Мешает – иногда я с этим справляюсь, а иногда бросаю. Иногда могу себя заставить, а иногда нет. Например: иногда хожу в спортзал, а иногда остаюсь лениться; иногда могу заставить себя не есть торт, а иногда не могу; то справляюсь с собой и сажусь писать статью, а то откладываю и откладываю.

1. Противоречие

Определите конфликт:

- С одной стороны я хочу А, с другой – Б.

- Утром хочется ещё поваляться, но надо идти на работу.

- Надо заниматься спортом, но хочется посмотреть телевизор.

2 Определение конфликтующих частей

Определите части, ответственные за каждое поведение/желание.

Для каждой части найдите:

  • Подходящую руку.
  • Имя.
  • Образ
  • Характерную фразу.

 Например: трудно вставать по утрам.

«С одной стороны надо идти на работу, с другой стороны ещё хочется поваляться.»

Часть А

  • Правая рука.
  • «Комфортная» часть.
  • Серое облако.
  • «Давай ещё поваляемся».

Часть Б

  • Левая рука.
  • «Настойчивая» часть.
  • Серебристый шар.
  • «Надо вставать».

Выставьте руки, согнутые в локтях, перед собой. Расстояние между ладонями сантиметров 40-50. Положите образы частей в соответствующую ладонь (образ части А в ладонь правой руки, образ части Б в ладонь левой руки).

Техника "Интеграция конфликтующих частей"


 «переговоры о принципах»

3. Поиск общего намерения

Выясните намерение каждой части.
Задавайте вопросы каждой части до тех пор, пока не определите общее намеренье.
1. Зачем тебе [это] нужно?
2. Что тебе [это] даст?
3. Если ты получишь [это] целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?
4. Что для тебя более важно чем [это]?
5. Если ты владеешь [этим] совершенно и полностью, что ты хочешь, имея [это], еще более важное?»

[это] : намерение из предшествующего шага

«поиск взаимной выгоды»

3. Чем можем быть полезны друг другу

Поочерёдно встаньте на место каждой части и оцените, чем полезна может быть другая часть.
Например, другая часть может научить чему-то полезному, или она необходима для достижения цели, или её намерение дополняет ваше и т.п.

4. Интеграция частей

Техника "Интеграция конфликтующих частей". Интеграция частей

Предложите частям объединится в единое целое для достижения общего намерения или для «дополнения» друг друга. Если согласие достигнуто, начинайте медленно сводить руки и в конце сожмите ладони. Подержите их сжатыми около минуты.

5. Новая часть

Посмотрите, что у вас получилось после интеграции. Для получившейся части определите:

  • намерение (если оно не выяснилось в процессе техники);
  • имя;
  • образ;
  • характерную фразу.

Например:

  • намерение: гармония;
  • «Действующая часть»;
  • Серебристое облако;
  • «Сделай выбор и действуй!»

6. Экологическая проверка

Спросите себя: «Есть ли части, которые против того, чтобы я проинтегрировался с этой новой частью?»

Если такая часть есть – вы возвращаетесь на первый шаг и проходите весь процесс ещё раз с «новой» частью, и с частью «которая против».

7. Интеграция с новой частью

Проинтегрируйтесь с новой частью. Например, втолкните образ новой части в тело или представьте, что он втекает в вас.

8. Привязка к  будущему.

Представьте не менее трех ситуаций, связанных с изначальным противоречием, в будущем и посмотрите, как вы теперь там себя ведете.

Вопросы

- Чем эта техника отличается от «Визуального сдавливания»?

В «Визуальном сдавливании» мы интегрируем состояния. Здесь же мы работаем на более «глубоком» уровне ценностей и целей – поэтому «Интеграция конфликтующих частей» позволяет работать с более сложными проблемами.

- Зачем всё усложнять, если есть «Договор частей»?

В технике «Договор частей» есть важный ограничение – обе части должны мешать друг другу. Здесь такого нет. К тому же, здесь есть идея интеграции, объединения в единое целое – для многих она хорошо работает.

- Сколько нужно держать ладони сжатыми?

До интеграции. Внутренне – когда заметите, что состояние «устаканилось». Внешне – когда клиент расслабится и станет более симметричным: поза, мимика, движения. Обычно для этого хватает минуты – так что можно и просто выходить «по времени»

- Как подбирать образы проблемных частей?

- Во-первых, здесь нет проблемных, плохих и хороших частей. Здесь только пара очень полезных и ответственных  частей, которым нужно помочь разрешить конфликт. Если вы работаете с этой техникой, думайте именно таким образом. Все части хорошие, у них очень полезные и важные намерения - просто нужно им помочь найти более приемлемые варианты поведения.

Во-вторых. По поводу образа. Я держу в голове то, что в конце эти образы надо интегрировать. Что хорошего может получиться от интеграции облачка и чугунного шара? Или ведра помоев и одуванчика? Лучше не создавать проблем и предложить Клиенту подобрать более подходящий образ. Точно так же с именами. Если на одной руке «Великая Любовь», а на другой – «Вонючий Никому Ненужный Придурок» – что получится после интеграции? И удастся ли их в таком виде проинтегрировать?

- В каком случае лучше искать общее намерение, а в каком – выяснять какие ресурсы одна часть может дать другой?

Мы просто ищём что-то общее, что может объединить эти части. Если вы идёте по цепочке намерений каждой части и находите общие слова – то здесь удобнее искать общее намерение. Если же из контекста вам кажется, что части могут друг друга чем-то дополнить или чему-то друг друга научить – переходите к переговорам «о взаимной выгоде». Но чёткого разделения нет. Например, у одной части намерение «уверенность», и у второй «уверенность». Но у первой «уверенность в себе», а у второй «уверенность в будущем» - и здесь мы можем предложить клиенту либо мысль о том что «эти части дополняют друг друга», либо мысль о том, что «обе части стремятся к общей цели».

Я помню работал с Клиентом, у него на одной цепочке намерений был отдых, на другой успешная работа. Я ему говорю: «Ну так успешно работать без отдыха ведь не получится. Да и после успешной работы отдохнуть приятно. То есть они дополняют друг друга?» И он согласился.

Но при этом был случай, когда Клиент называет в обоих цепочках намерение «комфорт». Но при этом сообщает, что комфорт совершенно разный: «один такой дискретный, а второй – аналоговый». Уж не знаю, что это обозначало для него, но эти комфорты друг друга не дополняли. Пошли искать дальше. Часто это просто метод «научного тыка» - если не получилось, предлагаем другой вариант.

Демонстрация: «Как начать отдыхать». Поиск взаимной выгоды

Т: - Хорошо, Андрей. Какая у тебя проблема?

К: - Я никак не могу нормально отдохнуть.

Т: - А что тебе мешает?

К: - Да всё время думаю о делах. Я понимаю, что нужно отдыхать, но дел столько.

Т: - То есть ты вообще не отдыхаешь?

К: - Ну почему! Отдыхаю. Но как-то урывками и всё время с мыслью о делах.

Т: - А ты хотел бы отдыхать больше?

К: - Может не столько больше, сколько качественней. Так, чтобы расслабиться и больше ни о чём не думать.

Т: - А когда ты работаешь, ты об отдыхе думаешь?

К: - На работе – нет. А когда домой прихожу - часто ругаю себя за то, что вместо того, чтобы отдыхать, тут же начинаю что-то делать.

Т: - Хорошо. Давай сейчас попробуем решить эту твою проблему. Можно ли её сформулировать так: «хочется отдохнуть полноценно, но мешают мысли о делах»?

К: - Так оно и есть.

Т: - Теперь представим, что у тебя есть две конфликтующие части: одна ответственна за отдых, вторая – за дела. Похоже?

К: - Да, похоже что так.

Т: - Отлично. Теперь для каждой части нам нужно подобрать образ, имя, лозунг и подходящую руку.

К: - Ответственная за отдых, я бы её назвала «Кот» – лежит такой, отдыхает. Образ: такой черный гладкий здоровенный зверь, лежит на диване. Лозунг: «Давай поваляемся, мур-р!» Рука правая. Теперь часть ответственная за дела: такой мужичёк в спецовке, с инструментами на поясе, всё время чего-то чинит. Имя – «Работяга». Лозунг: «Надо заниматься делом!» Рука – левая.

Т: - Хорошо. А какие намерения у каждой из этих частей?

К: - С «Котом» всё понятно – комфорт. А «Работяга» стремится, как мне кажется, успеть сделать всё. Чтобы проблем не было. Намерение – избегание проблем.

Т: - Намерение должно быть положительным. К чему он стремиться избегая проблемы?

К: - Хм… К успеху, наверно. Для того, чтобы быть успешным, надо научиться решать проблемы.

Т: - Итак. Намерение «Кота» – комфорт, «Работяги» – успех. Правильно?

К: - Да, вполне.

Т: - А теперь мысленно встань на место «Кота» и подумай, чему может тебя, как «Кота», научить «Работяга»?

К: - Целеустремлённость и активности. Активно действовать в нужном направлении.

Т: - Это важно для тебя, как «Кота»?

К: - Да, вполне.

Т: - Есть ли ещё что-то достаточно важное, чему «Работяга» может научить «Кота»?

К: - Нет, это всё.

Т: - Хорошо. Теперь встань на место «Работяги». Чему тебя, как «Работягу» может научить «Кот»?

К: - Целостности. Как вы бы сказали – конгруэнтности. Умению целиком погрузиться в состояние.

Т: - Это важно для тебя, как «Работяги»?

К: - Очень.

Т: - Есть ли ещё что-то достаточно важное, чему «Кот» может научить «Работягу»?

К: - Нет.

Т: - Теперь ты можешь соединить свои руки и разрешить этим частям объединится, стать единым целым.

К: - Да, у меня получилось.

Т: - Что у тебя получилось? Что там за новая часть образовалась?

К: - Я бы назвал её «Гармоничный человек». Он чётко знает, когда что-то делать, а когда стоит отдохнуть. При чём и то, и то, он делает достаточно эффективно.

Т: - А как эта часть выглядит?

К: - Парень в джинсах, в модной футболке с плеером и портфелем в руках. Собранный такой.

Т: - А какое намерение у «Гармоничного человека».

К: - Ну это понятно – гармония, целостность.

Т: - Отлично. А теперь спроси себя: - Есть ли внутри тебя части, которые против того, чтобы ты проинтегрировался с этой новой частью «Гармоничный человек»?

К: - Таких частей нет.

Т: - Тогда возьми в себя эту новую часть, проинтегрируйся с нею.

К: - Сделал.

Т: - Что у тебя получилось?

К: - Ну, во-первых какой-то подъём, ощущение не счастья, но какой-то завершённости. И тепло во всём теле.

Т: - А как ты теперь будешь отдыхать?

К: - Если надо – лягу и отдохну. Или музыку послушаю. Можно фильм посмотреть, можно книгу почитать. Что хочется – то и делаю.

Т: - А дела?

К: - Ну так это когда нужные дела сделал. Во! Теперь буду делать только то, что действительно нужно.

Т: - Это то, что ты хотел?

К: - Да, вполне.

Т: - Спасибо.

Демонстрация: «Как похудеть». Переговоры о принципах

Обычно прямо в процессе работы вы можете переходить от переговоров о принципах к переговорам о взаимной выгоде и обратно – в зависимости от ситуации. Это просто примеры

Тренер: - Итак, Ольга. С чем ты хочешь поработать?

Клиент: - Я не могу похудеть.

Т: - Худеть – это как-то неопределённо.  Что именно ты делаешь? И что у тебя не получается?

К: - Я совершенно не могу с собой справиться. Если соберусь сесть на диету, выдерживаю день – а потом как с цепи срываюсь. Ем в три раза больше, чем обычно. А если собираюсь пойти в спортзал – тут же такая лень нападает.

Т: - Да, в такой ситуации трудно сбросить лишний вес. А твой вес держится на одном уровне, или растёт, а может медленно уменьшается?

К: - За последний год практически не изменился. То есть если я стараюсь – уменьшается, но потом восстанавливается.

Т: - И сколько ты хочешь сбросить?

К: - Килограмм пять - семь.

Т: - Хорошо. Правильно ли я понимаю, что твою ситуацию можно охарактеризовать так: «Я хочу сбросить лишний вес, но что-то мне мешает»?

К: - Да.

Т: - Можно сказать, что у тебя есть часть, отвечающая за полноту и часть, которая хочет, чтобы ты стала более стройной?

К: - Да, наверно так.

Т: - Выстави пожалуйста руки перед собой. С какой рукой у тебя больше ассоциируется часть, отвечающая за полноту?

К: - Я даже не знаю…

Т: - Выбери любую.

К: - Тогда с левой.

Т: - Соответственно, на правой у нас будет часть, отвечающая за стройность?

К: - Получается что так.

Т: - Хорошо. А теперь мне бы хотелось, чтобы ты придумала образ для части отвечающей за стройность.

К: - Это что-то лёгкое такое. Облачко. Белое.

Т: - А какое бы ты её назвала. Учти, имя должно быть нейтральным.

К: - Ну пусть будет Белое Облако.

Т: - Придумай ей лозунг. Фразу, максимально точно её характеризующую. Слоган. «Ты самая обаятельная и привлекательная» или «Вперёд к победе».

К: - Слоган? Что-то вроде «Нравиться». Или… «Следи за собой». Да. «Следи за собой».

Т: - И ещё нужно определить её намерение. Чего она для тебя хочет? К чему стремиться?

К: - Чтобы я стала стройной.

Т: - А зачем тебе быть стройной?

К: - Ну как! Это же… Я буду более привлекательной.

Т: - То есть стройной ты хочешь стать для того, чтобы быть более привлекательной?

К: - Да!

Т: - А что ты получишь от своей привлекательности? Что она тебе даст?

К: - Ну как. Комплименты, мужчины внимание обращают.

Т: - А зачем тебе, чтобы на тебя обращают внимание и говорят комплименты?

К: - Я чувствую себя более уверенной в себе.

Т: - То есть привлекательность тебе нужна для большей уверенности в себе?

К: - Конечно!

Т: - Отлично. А теперь давай подумаем о части, которая отвечает за полноту. Ей точно так же нужно придумать образ, имя и лозунг.

К: - Образ. Такой здоровый чугунный шар. Вроде как каторжникам на ногу вешают.

Т: - Подбери что-нибудь более нейтральное. Всё-таки у нас сейчас вроде как переговоры, а не военные действия.

К: - Такой маленький чёрный шарик.

Т: - Хорошо. А имя?

К: - Та часть у нас Белое Облако, тогда эта – Чёрный Шарик.

Т: - Теперь придумай лозунг.

К: - «Оставайся на месте».

Т: - Отлично! Положи этот Чёрный Шарик на левую руку. И подумай, что она для тебя хочет? К чему она стремится?

К: - Только проблемы от неё! Ничего она мне не даёт!

Т: - Давай попробуем с другой стороны. Что ты потеряешь, если станешь более стройной?

К: - Мне придётся менять всю одежду. Ещё… Не знаю даже…

Т: - Хорошо. Попробуй так. Представь себя стройной. Есть ли что-то, что тебя беспокоит?

К: - Муж. Он у меня ревнивый. И возможно будет ревновать. Так он ругается, что я толстая. Но когда я была помоложе и постройней, ревновал ужасно. А сейчас этого практически нет.

Т: - Да, мужчины крайне непоследовательные существа. Я сейчас скажу утверждение, а ты проверь, насколько оно для тебя правильное. «Полнота мне даёт хорошие отношения с мужем».

К: - Близко, но не так. Скорее, «даёт мне большую безопасность».

Т: - Получается, что эта часть отвечает за твою безопасность?

К: - Получается, что да!

Т: - Я думаю ты согласишься, что безопасность – это действительно важно?

К: - Да, конечно соглашусь!

Т: - А что тебе даёт безопасность?

К: - Защищённость.

Т: - Хорошо, а зачем тебе защищённость? Что оно тебе даёт?

К: - Это что-то вроде уравновешенности. Спокойствие. Да, спокойствие.

Т: - Теперь вернёмся к Белому Облаку. Что тебе даст уверенность в себе?

К: - Если я буду уверена в себе? Я буду более спокойна.

Т: - То есть Белое Облако стремится к спокойствию?

К: - Да.

Т: - Обрати внимание: и Чёрный Шарик и Белое Облако стремятся к одному и тому же – к спокойствию.

К: - Это немного разное спокойствие. То, которое даёт защищённость – оно скорее спокойствие сейчас. А то, которое даёт уверенность, это спокойствие за будущее.

Т: - То есть они дополняют друг друга?

К: - В общем, да.

Т: - То есть эти части стремятся к одной общей цели?

К: - Да, конечно.

Т: - Отлично. Спроси их, раз они стремятся к одному и тому же, может им объединиться?

К: - Да, они согласны.

Т: - Тогда очень медленно начинай сводить руки. Только действительно медленно. Чтобы это заняло минуту - полторы. Когда руки сойдутся, сожми ладони. И позволь им находиться сжатыми де тех пор, пока не почувствуешь, что всё закончилось.

К: - Всё.

Т: - Разведи ладони и посмотри, что там у тебя получилось.

К: - Это похоже на вращающийся шарик. И он состоит из черных и белых кусочков. Или прожилок.

Т: - Тогда нужно дать ему имя, придумать лозунг.

К: - Я бы назвала эту часть «Свободная». А лозунг «Ты можешь быть какой хочешь!».

Т: - Обратись внутрь себя и спроси, есть ли части, которые против того, чтобы ты проинтегрировалась с этой Свободной частью?

К: - М-м-м. Нет. По-моему нет.

Т: - Замечательно, втолкни тогда этот образ в себя, позволь этой Свободной части действительно слиться с тобой…

К: - Ой, как хорошо. И мурашки такие по всему телу…

Т: - Замечательно. Представь, ты на следующей неделе садишься на диету. Что ты при этом чувствуешь.

К: - Не знаю, как на счёт диеты, но когда я сейчас думаю о еде, у меня такое лёгкое состояние. Раньше, когда я о ней думала, это было… Что-то такое, что-то плотное, чем трудно управлять. А сейчас, это так – хочу ем, хочу не ем.

Т: - А как на счёт того, чтобы сходить в спортзал?

К: - Без проблем. Хоть сейчас.

Т: - А как там на счёт ревности мужа?

К: - Так ведь можно и вместе с ним сходить. Мне кажется я знаю, как себя вести, чтобы он меня слегка ревновал. Но не слишком. Так, чтобы было веселее.

Т: - Отлично. Посмотри тогда в своё будущее. Как будет Ольга через неделю, месяц? Как она будет себя вести?

К: - Вот я на неё смотрю, она такая более подтянутая. Не то, чтобы совсем тощая, но более подтянутая. И энергичная. И более раскованная.

Т: - Тебе нравится то, что ты видишь?

К: - Да, очень!

Т: - Замечательно. Спасибо.

По теме

04. Добавляем ресурс

53. Виды переговоров 

54. Части личности

55. Техника «Договор частей»

Техника:: Интеграция конфликтующих частей

Глоссарий:: Часть личности

Тренинг:: Успешное Мышление