100. Конструирование расширяющих убеждений

Итак, у нас есть ограничивающее убеждение, которое нас не устраивает. Для его замены нам нужно сконструировать новое, расширяющее. Какое оно должно быть? Во-первых, вспомним критерии «хорошего» убеждения: истинность, эффективность, экологичность. То есть новое убеждение должно быть по этим параметрам не хуже того, которое мы хотим заменить.

Плюс оно должно касаться той же ценности (намерения), что и старое убеждение, и быть того же типа. То есть новое убеждение должно касаться тех же правил, что и старое. Если ограничивающее убеждение про то, как достигать справедливости [ценность - справедливость, тип - причина], то и новое убеждение про то, как достигать справедливости. А не про критерии гармонии.

Естественно, и старое, и новое убеждение должны быть сформулированы в полной форме, иначе трудно понять его тип и определить ценность.

Ещё полезно, чтобы формулировка этого нового убеждения была достаточно однозначной.

И мы получаем список критериев для конструирования нового расширяющего убеждения:

  • та же ценность/намерение;

  • того же типа;

  • истинность;

  • эффективность;

  • экологичность;

  • однозначно толкуется.

Например.

- Чтобы сохранить семью, женщина должна постоянно следить за мужем.

Ценность тут - сохранение семьи, тип - причина (что женщине нужно делать для сохранения семьи).

Дальше хотелось бы понять, чем именно это убеждение не нравится. Например, оно предполагает недоверие и постоянный контроль, что как раз семью может разрушить (то есть нарушает истинность и эффективность). Попробуем сформулировать новое убеждение вместо старого:

- Для сохранения семьи супругам стоит научиться доверять друг другу.


- Люди обманывают, поэтому никому нельзя верить.

Тут в убеждении использована антиценность «обман», тип - следствие (следствие реализации антиценности «обман» - рекомендованное поведение «не верить»).

Но намерение данного убеждения скорее всего «безопасность».

С одной стороны убеждение вроде бы истинное - люди действительно обманывают, оно скорее всего рабочее - если никому не верить, то действительно обмануть труднее. «Вредность» данного убеждения в нарушении экологии - если никому не верить, то и друзей не заведёшь, и договориться сложно.

Попробуем сконструировать более экологичное убеждение:

- Люди могут обмануть, поэтому стоит проверять информацию.


- Если тебя ненавидят - значит ты успешен.

Ценность - успех, тип - критерий (ненависть является признаком успеха).

У этого убеждения проблемы в первую очередь с истинностью - с одной стороны ненавидят не только за успех, с другой - для успеха можно подобрать более удобные критерии.

Возможный вариант более удачного убеждения:

- Если ты двигаешься к своим важным целям и тебя уважают - то ты успешен.


- Я недостоин счастья, потому что я совершал плохие поступки.

Ценность - счастье, тип - отнесение к категории (я не разрешаю себя отнести к категории счастливых, потому что сработал критерий о совершении плохих поступков).

Собственно, у этого убеждения проблемы с полезностью (эффективностью) - оно просто запрещает быть счастливым из-за чего-то там сделанного в прошлом. Полезнее достижение счастья всё-таки разрешить:

- Я достоин счастья, потому что счастья достойны все люди.

Техника замены старого ограничивающего убеждения на новое расширяющее - на следующем занятии.

Упражнение

Возьмите 3-5 своих ограничивающих убеждений и сформулируйте для них расширяющие на замену.

Где проходим

Изменение Убеждений

По теме

Модель НЛП:: Убеждения

97. Ограничивающие и расширяющие убеждения

91. Убеждения, ценности, критерии

96. Смена модальности в убеждении


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top