Например, как в ментальном пространстве мы можем представить связи между событиями. Один из вариантов, выстраивание их по времени - это событие произошло неделю назад, это сейчас происходит, а это возможно будет через месяц. Вот для такого упорядочивания большинство людей размещают образы этих событий на воображаемых кривых - линиях времени.
То, как человек эту линию времени себе представляет, будет влиять на:
умение хорошо планировать;
правила выстраивания причинно-следственных связей;
восприятие целей;
привычку диссоциироваться или ассоциироваться;
склонность «зарабатываться»;
«горизонт планирования» - на сколько далеко в будущее планирует человек;
следование планам и обязательства по срокам;
умение делать несколько дел одновременно;
ориентацию на настоящее, прошлое или будущее.
В ментальном пространстве обычно наибольшее значение имеет именно положение объектов - и линии времени это как раз хорошо демонстрируют. Образы будущего обычно у большинства людей находятся справа вверху и чем дальше от человека - тем более далёкое будущее. Настоящее обычно прямо перед глазами. С прошлым могут быть нюансы - оно может быть как перед человеком и уходить влево вниз, так и быть слева сзади. Но точно так же, как с будущим - чем дальше образ события, тем дальше по времени оно отстоит.
Но, в зависимости от того, какую именно конфигурацию эта линия времени имеет, будут свои особенности.
Линия времени - напоминаю, что это воображаемая кривая - может проходить сквозь тело или полностью находится вне его. Ну, то есть когда вы эту линию мысленно выстраиваете соединяя образы, она полностью может находиться перед вами или обходить сбоку, а может как бы проходить сквозь вас. Линия воображаемая, так что это не страшно.
Люди, у которых линия времени проходит сквозь тело («во времени»), более склонны:
ассоциироваться с ситуацией;
сосредотачиваться на выполнении одной задачи;
зарабатываться;
не брать обязательств по срокам;
легко менять планы.
Люди, у которых линия времени проходит вне тела («вне времени»), более склонны:
диссоциироваться от ситуации;
легче переключаться между задачами;
делать несколько дел одновременно;
более тщательно планировать;
ответственно относиться к обязательствам по срокам.
Люди «во времени» обычно двигаются по линии времени ассоциируясь с расположенными на ней событиями - они как бы «идут сквозь время». А вот люди «вне времени» скорее «наблюдают за происходящим со стороны».
Из склонности ассоциироваться («во времени») или диссоциироваться («вне времени») вытекает и то, как люди планируют. Людям «вне времени» проще видеть последовательность событий и оценивать время на выполнение задач. А тем, кто «во времени», это всё сделать сложнее, выполнение задачи они скорее оценивают в неконвенциональных единицах - усилиях на выполнение. И эти усилия им обычно во временные единицы перевести не очень получается, так что и сроки им установить довольно сложно. Но зато люди «во времени» лучше включаются в события.
Линии времени бывают самых разнообразных видов и форм, здесь я опишу наиболее часто встречающиеся варианты.
У правшей будущее обычно располагается спереди-справа-вверху, в области визуального конструирования.
Позиции прошлого более разнообразны: спереди-слева-вверх, спереди-слева-вниз, сзади-слева-вниз, сзади прямо (обычно для варианта «во времени»).
Вариант «во времени» чаще всего выглядит как воображаемая прямая, которая идёт из области спереди-справа-наверху через грудь и уходит назад-влево-вниз.
«Вне времени» выглядит либо как парабола, где будущее направлено направо-вверх, а прошлое налево-вниз или налево вверх; либо огибающая кривая, где будущее направлено вперёд-направо-вверх, а прошлое - назад-налево-вниз.
Но встречаются линии времени со всякими изгибами, петлями, неожиданными наклонами и поворотам.
у одного молодого человека линия времени была как бы перевёрнута - прошлое и будущее были сзади, он видел события только из предыдущей и последующей недели и планировал максимум на 4-5 дней;
пару раз встречалась линия времени в виде спирали вокруг тела с оборотом в один год, снизу были события прошлого, сверху - события будущего, и человек легко мог сравнить августы этого, прошлого или будущего годов, но не январи, которые в этот момент были сзади;
ещё у одной девушки будущее в конце поворачивало налево, в область визуальных воспоминаний: там у неё находились образы важных целей, которые она не могла менять (так как область памяти) и воспринимала как неизбежные вещи, что помогало ей эти цели достигать.
Ещё на что влияет организация линии времени - на фокус внимания на прошлое, настоящее или будущее.
У людей ориентированных на прошлое обычно его образы находятся перед ними, они более яркие и чёткие, чем образы настоящего или будущего. Эти люди простраивают причинно-следственные связи из прошлого в настоящее: «В последнее время во всех странах медицину оптимизировали - уменьшали количество врачей, больниц. Поэтому когда в прошлом году началась эпидемия коронавируса - системы здравоохранения большинства стран не справлялись. Последствия всего этого мы и наблюдаем сейчас».
У людей ориентированных на настоящее обычно образы настоящего более крупные, находятся перед ними и часто закрывают образы будущего (и прошлого, если оно спереди). Причинно-следственные связи не строят, выдают информацию в случайном порядке: «Сейчас в мире что - и электроника кругом, и Байдена выбрали, а самолёты из-за эпидемии почти не летают».
У людей ориентированных на будущее обычно его образы более яркие и чёткие, а прошлое направлено назад. Выстраивают причинно-следственные связи из настоящего в будущее: «Сейчас уже много всяческих строительных принтеров и роботов, так что лет через десять дома будут копейки стоить».
«Горизонт планирования» - насколько далеко в будущее простирается линия времени человека. У кого-то «горизонт планирования» ограничен тремя месяцами, у кого-то может простираться лет на двадцать вперёд. При этом люди с большим «горизонтом планирования» (пять-двадцать лет) обычно склонны к большему консерватизму, чем люди с коротким (несколько месяцев - пара лет) или средним (два года - пять лет).
Вспомните какое-нибудь простое действие из повседневной жизни, которое вы неоднократно совершали в прошлом и, скорее всего, будете снова выполнять в будущем. Например: приём ванны, чистка зубов, завтрак утром.
Представьте, где находятся образы этого действия, которое вы совершали сегодня, вчера, неделю, месяц, год, пять, десять лет назад.
Аналогично: будете делать завтра, через неделю, через месяц, через год, через 3 года, 5, 10, 25, 50 лет… - насколько представляется. Определите «горизонт планирования» - до какого момента в будущем продолжается эта линия времени.
Заметьте какие другие субмодальности связаны с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Обратите внимание на цветовые переходы, ясность, контрастность, свет и т.д.
Нарисуйте схему вашей линии времени. Расставьте на ней значения времени: вчера, неделю назад, год назад, завтра, через месяц, 5 лет вперёд ...
1. Поэкспериментируйте с линией времени: изменяйте параметры и отслеживайте плюсы и минусы для разных контекстов.
Например:
поменяйте тип линии времени: во/вне времени;
прошлое спереди или сзади;
наклон вверх/вниз;
измените ширину: ближе к центру/дальше от центра;
«горизонт планирования»: три месяца, полгода, год, 3, 5 10, 20 лет;
плотность событий на линии времени;
и так далее.
2. Верните линию времени в исходное состояние.
3. Выделите основные контексты, где вам могут понадобиться различные линии времени, например: работа, отдых, семья. Для каждого контекста сконструируйте свою линию времени (при желании можно сделать одну для всех контекстов - зависит от вкуса), оценивая пользу и удобство для этого контекста.
4. Для каждого контекста сконструируйте свою линию времени (при желании можно сделать одну для всех контекстов - зависит от вкуса), оценивая пользу и удобство для этого контекста. Проведите экологическую проверку.
5. Начинайте пользоваться новой (новыми) линией времени в нужных ситуациях.
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов