91. Убеждения, ценности, критерии

Убеждения, ценности и критерии - «скелет» нашей карты, каркас, на котором она держится. Вот давайте немного разберёмся, что же это такое.

Убеждения

Убеждения организуют нашу жизнь, задают границы, описывают правила, определяют, что является плохим, а что - хорошим, важным или неважным, к чему стоит стремиться и что стоит делать или не делать. Внутри они представлены в виде образов, чувств и звуков. А «снаружи» описываются фразами, вроде:

- У меня есть все необходимые ресурсы для достижения моих целей.

- Настоящий мужчина должен обеспечивать свою семью.

- Настоящая женщина должна всегда хорошо выглядеть.

- Надо всегда быть честным.

- Для успеха нужно много работать.

- Я достоин счастья.

- Здоровье - это важно.

Убеждения - наши обобщения о себе, мире и о нашем взаимодействии с миром.

Убеждения определяют наши поступки, оценки, работают как фильтры восприятия - люди склонны обращать внимание на то, что их убеждения подтверждает и игнорировать или даже обесценивать, что им не соответствует.

Например, если у мужчины есть убеждение «все женщины - стервы», то, скорее всего, он будет встречать в жизни женщин, которые, по его представлению, как раз «стервы»; если же эти женщины почему-то не будут вести себя «как стервы», этот мужчина - совершенно бессознательно - будет вести себя так, чтобы они наконец показали свою истинную сущность; но если и в этом случае эти женщины не будут вести себя «как стервы» - не беспокойтесь, этот мужчина найдёт способ интерпретировать их поведение нужным образом.

Если какая-то женщина (не всё же о мужчинах писать) верит, что она добьётся успеха, то она с большей вероятность станет успешной, в отличие от той, которая верит, что «я ничтожество и ни на что не гожусь».

Ещё есть убеждения, касающиеся устройства этого мира. И на этих убеждениях основывается наша цивилизация. Такие штуки, как государства, суды, правительства, браки, религии, корпорации, науки, договоры существуют только потому, что люди в них верят. Например, нынешние деньги не обеспечены серебром, золотом или драгоценностями - они существуют только пока есть общая убеждённость в том, что их можно обменять на что-то ценное. Как только люди перестают в это верить, деньги - не вообще, конечно, а конкретная валюта, - обесцениваются.

Для таких денег есть даже красивое название: фиатные деньги. При чём тут есть забавная такая вещь: я верю в ценность денег, потому что в это верят другие люди, а они верят - потому что верю я. Аналогично для государств, судов, браков, религий и так далее. Вот такая взаимная поддержка.

То есть убеждений у человека очень много и они касаются всех сторон его жизни. При этом какие-то убеждения являются вредными, ограничивающими и мешают жить. А какие-то, наоборот, полезными, расширяющими, и жить скорее помогают.
Например, убеждение «я ничего не могу» для большинства людей будет скорее ограничивающим, а убеждение «я могу справиться с большинством проблем, если приложу достаточно усилий» - скорее полезным, расширяющим.

Одно и то же убеждение в разных контекстах для разных людей может оказаться как полезным, так и вредным. Например, убеждение «не стоит общаться с незнакомыми мужчинами» может быть весьма полезным для девочки подростка, но сильно ограничивающим для взрослой женщины, HR по профессии.

Естественно, хотелось бы научиться контролировать наши убеждения - редактировать, заменять ограничивающие расширяющими и, самое главное, выяснять, какие убеждения у нас вообще есть. А то ведь большая часть наших убеждений просто не осознаваема - такие вот «тайные пружины» нашего поведения.

Убеждения очень тесно связаны с ещё двумя важными концепциями - ценностями и критериями.

Ценности

Ценности - это важные для нас вещи в этом мире.

Что хотим иметь или что должно быть реализовано в мире. Удовольствие, радость, обеспеченность для меня, справедливость, счастье, равноправие для всех.

По существу ценности - это обобщения о том, какой опыт вам важен. Если он вам нравится и вы хотите его повторения - это ценности, если он неприятный и вы хотите, чтобы он не повторился - это антиценности. То есть антиценности - это важные вещи, которых вы хотели бы избежать: болезнь, опасность, война, предательство, обида.

Убеждения описывают правила работы с ценностями: что нужно для их достижения, чем ценность является, как ценность связана с другими ценностями и так далее. То есть каждое убеждение связано с ценностью или ценностями, а с каждой ценностью обычно связано даже несколько убеждений.

Критерии

Критерии - это стандарты, которыми руководствуется человек, когда принимает решения или выносит суждения.

При этом для ценности обычно есть убеждение о критериях - как я узнаю, что ценность реализована. Например: «Интересный мужчина - умный, начитанный, выше метр девяносто». Сама эта фраза - это убеждение (если человек в это верит), «интересный мужчина» - ценность, а «умный, начитанный, выше метр девяносто» - критерии.

О критериях уже было занятие: «36. Выявление критериев».

Но обо всём этом подробнее дальше.

Проверь себя

Связаны ли убеждения, ценности и критерии?

  • да, это связанные вещи
  • нет, это отдельные обобщения

    Да, убеждения, ценности и критерии связаны. Убеждения описывают правила взаимодействия с ценностями. И, в частности, убеждения о критериях описывают какие критерии должны быть выполнены, чтобы считать ценность реализованной.

В какой сенсорной модальности представлены убеждения?

  • только речь (внутренний диалог)
  • только визуальные образы
  • убеждения могут быть в любой модальности

    Убеждения могут быть в любой модальности - визуальной, аудиально-тональной, кинестетической и аудиально-дигитальной. Так же они могут быть мультимодальными - то есть представлены одновременно в нескольких системах, например, одновременно визуальной, кинестетической и аудиально-дигитальной.

О чём могут быть убеждения?

  • только о себе
  • только об окружающем мире
  • о себе и окружающем мире

    Убеждения - наши обобщения о себе, мире и о нашем взаимодействии с миром.

Могут ли меняться наши убеждения?

  • да, наши убеждения постоянно меняются
  • нет, если убеждение появилось, изменить его невозможно
  • до определённого возраста менять можно, потом уже нет

    Убеждения можно менять, при чём менять можно в любом возрасте.

Может ли одно и то же убеждение в одних контекстах быть вредным, а в других - полезным?

  • да
  • нет, если убеждение полезное (вредное) - оно везде полезное (вредное)

    Одно и то же убеждение в разном возрасте, с разными людьми, в разных ситуациях может быть как вредным, так и полезным. Например, для кого то убеждение, что врать плохо, может быть полезным в семье, но вредным при игре в мафию.

Если какая-то вещь для нас важна, это всегда - ценность?

  • да, если что-то важно - это ценность
  • нет, потому что иногда важно чего-то избежать

    Ценности - это важные для нас вещи в мире, которые мы хотим иметь (счастье, дружба, гармония в отношениях). А вещи, которые для нас важно не иметь - это антиценности (ложь, болезнь, предательство).

Где проходим

Изменение Убеждений

По теме

36. Выявление критериев

Модель НЛП:: Убеждения

Модель НЛП:: Ценности


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top