Да, убеждения, ценности и критерии связаны. Убеждения описывают правила взаимодействия с ценностями. И, в частности, убеждения о критериях описывают какие критерии должны быть выполнены, чтобы считать ценность реализованной.
Убеждения, ценности и критерии - «скелет» нашей карты, каркас, на котором она держится. Вот давайте немного разберёмся, что же это такое.
Убеждения организуют нашу жизнь, задают границы, описывают правила, определяют, что является плохим, а что - хорошим, важным или неважным, к чему стоит стремиться и что стоит делать или не делать. Внутри они представлены в виде образов, чувств и звуков. А «снаружи» описываются фразами, вроде:
- У меня есть все необходимые ресурсы для достижения моих целей.
- Настоящий мужчина должен обеспечивать свою семью.
- Настоящая женщина должна всегда хорошо выглядеть.
- Надо всегда быть честным.
- Для успеха нужно много работать.
- Я достоин счастья.
- Здоровье - это важно.
Убеждения определяют наши поступки, оценки, работают как фильтры восприятия - люди склонны обращать внимание на то, что их убеждения подтверждает и игнорировать или даже обесценивать, что им не соответствует.
Например, если у мужчины есть убеждение «все женщины - стервы», то, скорее всего, он будет встречать в жизни женщин, которые, по его представлению, как раз «стервы»; если же эти женщины почему-то не будут вести себя «как стервы», этот мужчина - совершенно бессознательно - будет вести себя так, чтобы они наконец показали свою истинную сущность; но если и в этом случае эти женщины не будут вести себя «как стервы» - не беспокойтесь, этот мужчина найдёт способ интерпретировать их поведение нужным образом.
Если какая-то женщина (не всё же о мужчинах писать) верит, что она добьётся успеха, то она с большей вероятность станет успешной, в отличие от той, которая верит, что «я ничтожество и ни на что не гожусь».
Ещё есть убеждения, касающиеся устройства этого мира. И на этих убеждениях основывается наша цивилизация. Такие штуки, как государства, суды, правительства, браки, религии, корпорации, науки, договоры существуют только потому, что люди в них верят. Например, нынешние деньги не обеспечены серебром, золотом или драгоценностями - они существуют только пока есть общая убеждённость в том, что их можно обменять на что-то ценное. Как только люди перестают в это верить, деньги - не вообще, конечно, а конкретная валюта, - обесцениваются.
То есть убеждений у человека очень много и они касаются всех сторон его жизни. При этом какие-то убеждения являются вредными, ограничивающими и мешают жить. А какие-то, наоборот, полезными, расширяющими, и жить скорее помогают.
Например, убеждение «я ничего не могу» для большинства людей будет скорее ограничивающим, а убеждение «я могу справиться с большинством проблем, если приложу достаточно усилий» - скорее полезным, расширяющим.
Естественно, хотелось бы научиться контролировать наши убеждения - редактировать, заменять ограничивающие расширяющими и, самое главное, выяснять, какие убеждения у нас вообще есть. А то ведь большая часть наших убеждений просто не осознаваема - такие вот «тайные пружины» нашего поведения.
Убеждения очень тесно связаны с ещё двумя важными концепциями - ценностями и критериями.
Что хотим иметь или что должно быть реализовано в мире. Удовольствие, радость, обеспеченность для меня, справедливость, счастье, равноправие для всех.
Убеждения описывают правила работы с ценностями: что нужно для их достижения, чем ценность является, как ценность связана с другими ценностями и так далее. То есть каждое убеждение связано с ценностью или ценностями, а с каждой ценностью обычно связано даже несколько убеждений.
При этом для ценности обычно есть убеждение о критериях - как я узнаю, что ценность реализована. Например: «Интересный мужчина - умный, начитанный, выше метр девяносто». Сама эта фраза - это убеждение (если человек в это верит), «интересный мужчина» - ценность, а «умный, начитанный, выше метр девяносто» - критерии.
О критериях уже было занятие: «36. Выявление критериев».
Но обо всём этом подробнее дальше.
Связаны ли убеждения, ценности и критерии?
Да, убеждения, ценности и критерии связаны. Убеждения описывают правила взаимодействия с ценностями. И, в частности, убеждения о критериях описывают какие критерии должны быть выполнены, чтобы считать ценность реализованной.
В какой сенсорной модальности представлены убеждения?
Убеждения могут быть в любой модальности - визуальной, аудиально-тональной, кинестетической и аудиально-дигитальной. Так же они могут быть мультимодальными - то есть представлены одновременно в нескольких системах, например, одновременно визуальной, кинестетической и аудиально-дигитальной.
О чём могут быть убеждения?
Убеждения - наши обобщения о себе, мире и о нашем взаимодействии с миром.
Могут ли меняться наши убеждения?
Убеждения можно менять, при чём менять можно в любом возрасте.
Может ли одно и то же убеждение в одних контекстах быть вредным, а в других - полезным?
Одно и то же убеждение в разном возрасте, с разными людьми, в разных ситуациях может быть как вредным, так и полезным. Например, для кого то убеждение, что врать плохо, может быть полезным в семье, но вредным при игре в мафию.
Если какая-то вещь для нас важна, это всегда - ценность?
Ценности - это важные для нас вещи в мире, которые мы хотим иметь (счастье, дружба, гармония в отношениях). А вещи, которые для нас важно не иметь - это антиценности (ложь, болезнь, предательство).
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов