65. Способы воздействия НЛП

Мы постоянно воздействуем друг на друга, стараясь достигнуть наших целей в общении. Чтобы человек улыбнулся, расслабился, подписал договор, начал чувствовать себя уверенно или рассказал о планах на выходных. Способов воздействия довольно много, мы поговорим сейчас только о тех, которые регулярно используются в НЛП. Некоторые уже были описаны — разговорный рефрейминг, подстройка и ведение, якоря, - про другие будет рассказано дальше. И предложена "путеводная" карта.

Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает.

Для воздействия на человека можно:

Вызвать реакцию

Расскажите анекдот и человек рассмеётся (если анекдот смешной), стукните по ноге — скривится от боли, крикните резко — испугается, сделайте что-то неожиданное, порвите шаблон — войдёт в транс.

Подстроиться и повести

Один из любимых способов воздействия в НЛП — если вы с человеком находитесь в состоянии раппорта, то вы можете вести его (а он вас). То есть если вы измените своё состояние, то человек «пойдёт» вслед за вами: вы расслабились — и он расслабился, вы стали увереннее — и он тоже, вы перешли в визуальную модальность — и он перешёл вслед за вами, вы начали говорить о том, что любите дождь — и он начал соглашаться с вами.

При этом подстройка и ведение (и наличие раппорта) во многих случаях является необходимым условием для успешного использования других способов воздействия — без них они работать не будут. Просто без раппорта человек не будет «принимать» ваши внушения, выполнять ваши инструкции, делать рефрейминг и мотивироваться. Ну только если якоря можно использовать без раппорта. Но и то, чтобы поставить якорь, нужно сначала ввести человека в нужное состояние, для большинства способов вызовов которого точно так же требуется раппорт.

Так что, в каком-то смысле, все эти способы — варианты ведения. Напоминаю стратегию эффективной коммуникации: калибровка — подстройка — ведение.

Сделать рефрейминг

Здесь я имею в виду рефрейминг в общем смысле — другой взгляд на ситуацию, который приводит к её переоценке. Сюда будут относиться как разговорный рефрейминг, так и, например, фокусы языка — речевые паттерны изменения убеждений.

А так как все эти «важно, хочу, запрещено, злюсь, не могу себе позволить, не получится, обижен, не получится» как раз являются оценками и определяют поведение человека — рефрейминг является одним из самых используемых инструментов НЛП,

Мотивировать

Мотивация — основной моторчик человеческого поведения. И работает она так: человек готов сделать что-то неприятное сейчас, ради чего-то приятного (или отсутствия неприятного) потом. Например, подготовиться к экзамену, чтобы не получить двойку, сесть на диету, чтобы лучше выглядеть, встать не выспавшимся, чтобы не опоздать на работу, сделать ремонт, чтобы квартира хорошо смотрелась.

Мотивация всегда связана с ожиданиями в будущем — она позволяет ради хорошего будущего сделать себе не очень хорошее настоящее. :)

Проинструктировать

Мы можем описать человеку стратегию — как изменить состояние, сменить оценку, вызвать транс или избавиться от фобии. Если вы находитесь в раппорте (опять этот раппорт — никуда от него не деться) и человек достаточно мотивирован достигнуть цели, то скорее всего он эту инструкцию выполнит. И, если стратегия эффективна и внятно описана, получит результат. Типичные примеры эффективных инструкций — техники НЛП.

Использовать якоря

Про якоря мы уже говорили. Если на пике состояния вы делаете что-то не совсем обычное в контексте: дотрагиваетесь до плеча, повышаете голос, наклоняетесь вперёд или прикасаетесь к часам — может установиться связь между этим действием (стимулом) и состоянием, которое в НЛП называется якорем.

Установка якоря — один из способов создания условного рефлекса, открытого Павловым.

Якоря используются как для того, чтобы вызвать нужное состояние в нужный момент у собеседника, так и для того, чтобы контролировать собственное состояние. На самом деле очень удобно — якорите у человека состояние спокойствия и запускаете его в момент, когда он начинает волноваться. И — о чудо — он успокаивается. Если якорь достаточно сильный. Или ставите себе якорь на уверенность и запускаете его при рассказе об успехах вашего проекта — и у слушателей тоже появляется большая уверенность.

Подкрепить

Подкрепление используется людьми постоянно. Например, вся дрессировка животных основана на подкреплении. Например, щенок на слово «сидеть» садится — и дрессировщик даёт ему лакомство. Это подкрепляет это поведение и через какое-то время щенок автоматически будет выполнять эту команду. Люди тоже вполне дрессируются и даже лучше чем животные. Собеседник внимательно слушает вас — вы улыбаетесь, подкрепляя поведение — и через несколько подкреплений у вас замечательный внимательный слушатель. Подкрепление постоянно используется в обучении — хорошо ответил на вопрос — получи пятёрку (позитивное подкрепление), получил двойку — получил выговор от родителей (негативное подкрепление).

Различие между мотивацией и подкреплением в том, что мотивация связана с представлениями о будущем, а подкрепление — это сенсорное воздействие в ответ на действие.

Сделать вербальное внушение

Внушения — это словесные команды бессознательному. Если внушение сделано правильно — то команда начинает выполняться и человек становится более уверенным в себе, быстрее выздоравливает или легче встаёт по утрам.

Когда гипнотизёр даёт команду пациенту: «Вы становитесь более уверенным», - это внушение. Или гадалка говорит: «Тебя ждут серьёзные испытания, но ты справишься». Когда кто-то занимается аутотренингом и повторяет про себя: «Я спокоен», - это тоже (само)внушение.
Когда жена говорит мужу: «За что ты меня ненавидишь», - она делает ему неявное внушение о том, что он её ненавидит. Когда в рекламе звучит фраза: «Напишите нам, за что вы любите наши макароны» - это неявное внушение, что человек любит макароны этой фирмы. Мать кричит ребёнку: «Не беги — упадёшь», - и послушный ребёнок бежит и падает, потому что здесь была такая команда.

Мы постоянно внушаем что-то себе и другим, и очень часто эти внушения бывают довольно неприятными. Но можно сделать их полезными, и внушать себе, что справишься с заданием, будешь внимательным и закончишь доклад сегодня. Или внушить другому, что он сможет стать стройнее, ему легко учить французский язык и он способен контролировать свои эмоции при разговоре с тёщей.

Способы воздействия НЛП

Цели и способы

Для достижения целей коммуникации обычно можно использовать любой способ воздействия. Но некоторые инструменты лучше заточены под конкретную задачу. Рефрейминг контекста лучше работает с фактами, якоря - с эмоциями, подкрепление с действием, фокусы языка с правилами. Но об этом чуть позже.

Где проходим

Подстройка и ведение - Мастерство Коммуникации 1Мастерство Коммуникации 2

Рефрейминг - Мастерство Коммуникации 1

Якорение - Успешное Мышление 1

Мотивация - Мастерство Коммуникации 2

Внушение - Повседневный Гипноз 1

Инструкции - Успешное Мышление 1

По теме:

6. Якоря

29. Раппорт и ведение

41. Разговорный рефрейминг

63. Карта подходов НЛП

64. Цели коммуникации

Модель НЛП:: Рефрейминг

Модель НЛП:: Якоря

МОИ КНИГИ:: СТРУКТУРА КОММУНИКАЦИИ

МОИ КНИГИ:: СТРУКТУРА ФОКУСОВ ЯЗЫКА


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top