120 Сравнение с эталоном

Следующая модель может быть достаточно полезной для лучшего понимания что мы хотим изменить (актуального состояния) и что хотим получить вместо него (желаемого состояния). Исходная идея для данной модели довольно простая - для оценки своего поведения нам нужно его с чем-то сравнить и оценить несоответствие. В этой модели мы определяем и конкретизируем:

  • текущее поведение;
  • эталон;
  • различие текущего поведения и эталона;
  • отношение к этому различию.

120

То есть

это модель сбора информации для понимания актуального и желаемого состояний.

Текущее поведение (или состояние) - ваше представление о своём нынешнем поведении в заданном контексте: «я неудачник», «постоянно раздражаюсь при общении с коллегами», «большой вес».

Эталон - это то, с чем вы сравниваете ваше текущее поведение в этом контексте. Это может быть образ «идеального я», «правильного состояния», «идеального знания английского языка» или «мгновенного вставания по утрам».

Эталон - это не цель, это образец для сравнения. Например: «играть в футбол как Роналду», «фигура, как в 17 лет», «знать английский идеально», «абсолютная уверенность», «зарплата 10 миллионов рублей», «IQ 200 баллов». Достижение уровня эталона часто просто нереально. А цели же обычно выбираются из несколько более реалистичных соображений: «нормально играть в футбол», «вес 75 килограмм», «уверенно чувствовать себя на собеседовании».

Различие - собственно, чем именно в вашем восприятии «текущее поведение» отличается от «эталона». Здесь его полезно измерять. Например, берём эталон за 10 баллов, тогда текущее состояние оцениваем в 4 балла.

Отношение - оценка этого различия: «проблема», «задача», «раздражает», «пугает», «мотивирует», «оставляет равнодушным».

Что хочу изменить - поведение, эталон или отношение (может быть одновременно несколько вариантов).

Актуальное состояние

Актуальное состояние здесь - это текущее состояние, которое хочется изменить. Соответственно, при описании актуального состояния стоит выяснить, почему несоответствие между «текущим поведением» и «эталоном» воспринимается как нежелательное.

Например:

  • завышенный «эталон» - недостижимый и малореальный, с ростом на 10 сантиметров выше, зарплатой в 100 миллионов долларов в месяц и совершенным знанием 15 языков;
  • неадекватная оценка «текущего состояния»: «меня никто не любит», «меня все игнорируют», «я способен выучить китайский язык за неделю»;
  • «поведение» в этом контексте действительно не устраивает;
  • само «различие» определено не очень чётко и не очень понятно, что чему и насколько сильно не соответствует;
  • неадекватная оценка «различия» - завышенная или заниженная.

Понятно, что иногда полезно выяснить, на основе каких ценностей и убеждений выбран такой «эталон», такие критерии «различия» и так далее.

Желаемое состояние

Желаемое состояние здесь - то состояние, которое кажется более подходящим. Более «правильный эталон», более адекватное восприятие «текущего поведения», более чёткое понимания «различий» - по каким критериям оценивается, степень несоответствия, - и конечно более «правильное отношение» ко всему этому.

Например:

  • изменить «эталон» на более подходящий;
  • найти более эффективное «поведение»;
  • уточнить по каким критериям определяется «различие»;
  • изменить «отношение» на более мотивирующее.

Помните об экологической проверке - не повредит ли это изменение?

Сбор информации

Соответственно, при сборе информации мы сначала конкретизируем представления о «текущем поведении» и «эталоне», по каким критериям они друг другу не соответствуют и степень (можно в баллах) этого «различия» и текущее «отношение» к этому. А потом определяем, что стоит изменить в первую очередь и как это изменит всю систему.

Примеры

Актуальное состояние - «я ленивый».

  • «Текущее поведение» - работаю всего 9-10 часов в рабочие дни.
  • «Эталон» - работаю 18 часов в сутки каждый день в неделю.
  • «Различие» - работаю на 80 часов в неделю меньше, чем надо.
  • «Отношение» - я чувствую себя недостаточно усердным.

Желаемое состояние - «стремлюсь быть более эффективным».

  • «Желаемое поведение» - работаю по расписанию, по 7-8 часов в день.
  • «Эталон» - успеваю сделать все дела за рабочее время.
  • «Различие» - оцениваю, насколько я эффективен.
  • «Отношение» - это мотивирует меня работать более эффективно, а не больше по времени.

Здесь ключевые изменения предполагаются в критериях, по которым определяется «различие».

Актуальное состояние - «постоянно волнуюсь».

  • «Текущее поведение» - в куче ситуаций чувствую сильное волнение.
  • «Эталон» - практически всегда спокоен.
  • «Различие» - уровень спокойствия на 4 из 10 от «эталона».
  • «Отношение» - мне это не нравится.

Желаемое состояние - «умею контролировать своё состояние».

  • «Желаемое поведение» - контролирую уровень своего волнения.
  • «Эталон» - могу быть спокойным в любых ситуациях.
  • «Различие» - 7-8 из 10.
  • «Отношение» - так вполне хорошо.

Здесь меняем поведение.

Актуальное состояние - «злюсь на людей».

  • «Текущее поведение» - люди часто ведут себя не по правилам.
  • «Эталон» - правильное поведение других людей.
  • «Различие» - в среднем получается, что люди себя ведут неправильно в 80% случаев.
  • «Отношение» - злость, когда люди ведут себя неправильно.

Желаемое состояние: «Спокойно реагирую, когда поведение людей отличается от моих ожиданий».

  • «Желаемое поведение» - поведение людей может отличаться от моих ожиданий.
  • «Эталон» - ожидаемое поведение других людей.
  • «Различие» - люди в 40% случаев ведут себя не так, как я ожидаю.
  • «Отношение» - спокойное отношение к такому поведению.

Здесь ключевое изменение - в отношении.

Актуальное состояние: «я не люблю себя».

  • «Текущее поведение» - мне не нравится моё тело.
  • «Эталон» - супермодель «Х» - грудь, талия, попа, лицо, фигура, волосы, рост и всё остальное.
  • «Различие» - в баллах, 2 из 10 от «эталона».
  • «Отношение» - «я уродина».

Желаемое состояние.

  • «Желаемое поведение» - я меньше ем, хожу на фитнес.
  • «Эталон» - я, но более подтянутая и мускулистая.
  • «Различие» - на данный момент, 6 из 10.
  • «Отношение» - это мотивирует заниматься собой.

Здесь меняем эталон.

Упражнение

Разберите по этой модели 3-4 своих варианта поведения, которые вы хотите изменить.

По теме

Схема изменения

Числовая оценка изменения

Модель SCORE: о чём собирать информацию

Выявление критериев

Выявление убеждений


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top