Однажды я обратил внимание на интересную вещь: все вопросы на выяснение намерения можно разбить на две группы. В первой будут те, что выясняют значение/смысл:
Зато другая часть просто помогает выявить более важное намерение:
Если задавать человеку только вопросы о смысле, он доходит до какого-то намерения (а намерение – это просто желание удовлетворить какую-то ценность) и не может определить, зачем ему это намерение нужно. И сообщает, что это «важно само по себе».
То есть мы получаем две группы ценностей:
Для начала можно просто попробовать найти хотя бы одну терминальную ценность. Для этого нужно просто пройти по цепочке намерений, как, например, в технике «Интеграция конфликтующих частей». Единственное отличие – вы задаёте вопросы только на выявление смысла.
Начинать можно практически с любого поведения. Выясняете, зачем человек это делает. Получив ответ, спрашиваете ещё раз, но уже про полученный результат. Продолжаете до тех пор, пока человек не может найти ответ на вопрос о смысле/значении и сообщает, что «это важно само по себе».
- Выбери какое-то поведение.
- Чищу зубы по утрам.
- Для чего ты это делаешь?
- Зубы будут чистыми и не будет кариеса.
- Что это тебе даст?
- Здоровье.
- Зачем тебе здоровье?
- Чтобы хорошо себя чувствовать.
- Зачем тебе хорошо себя чувствовать?
- Это даст мне спокойствие.
- Зачем тебе спокойствие?
- Ну ... для спокойствия ...
- Какой для тебя смысл в спокойствии?
- Чтобы оно было. Это само по себе важно.
В данном примере «спокойствие» – терминальная ценность.
Следующий полезный шаг - определить различия между терминальными и инструментальными ценностями в вашем субъективном представлении. Способ самомоделирования аналогичен поиска различий между эмоциями и ценностями-эмоциями из предыдущего занятия.
Личностная Трансформация: Ценности
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов