108. Терминальные и инструментальные ценности

Однажды я обратил внимание на интересную вещь: все вопросы на выяснение намерения можно разбить на две группы. В первой будут те, что выясняют значение/смысл:

  • Зачем тебе это нужно?
  • Какой тебе в этом смысл?
  • Что это тебе дает?

Зато другая часть просто помогает выявить более важное намерение:

  • Что для тебя более важно, чем это?
  • Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

Если задавать человеку только вопросы о смысле, он доходит до какого-то намерения (а намерение – это просто желание удовлетворить какую-то ценность) и не может определить, зачем ему это намерение нужно. И сообщает, что это «важно само по себе».

Вот как раз после этого и пригождается вторая группа вопросов - если вы хотите выяснить более важное намерение. Если же ценность важна сама по себе и для неё нет ничего более важного - поздравляю, вы нашли сущностное состояние (о которых мы поговорим позже).

То есть мы получаем две группы ценностей:

  • важные сами по себе - терминальные ценности;
  • ценности нужные для достижения ценностей более высокого уровня - инструментальные ценности.
Есть довольно известная теория о ценностных ориентациях американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это наука о ценностях). В его модели как раз есть терминальные ценности - ценности-цели, которые важны сами по себе, - и инструментальные ценности - ценности-средства, которые служат для достижения других ценностей. Названия мне понравились, так что дальше мы будем говорить о терминальных ценностях и инструментальных ценностях.

Выявление терминальных ценностей

Для начала можно просто попробовать найти хотя бы одну терминальную ценность. Для этого нужно просто пройти по цепочке намерений, как, например, в технике «Интеграция конфликтующих частей». Единственное отличие – вы задаёте вопросы только на выявление смысла.

  • Что это тебе дает?
  • Зачем тебе это нужно?
  • Какой для тебя в этом смысл?
  • Для чего ты это делаешь?

Начинать можно практически с любого поведения. Выясняете, зачем человек это делает. Получив ответ, спрашиваете ещё раз, но уже про полученный результат. Продолжаете до тех пор, пока человек не может найти ответ на вопрос о смысле/значении и сообщает, что «это важно само по себе».

Пример

108.1

- Выбери какое-то поведение.

- Чищу зубы по утрам.

- Для чего ты это делаешь?

- Зубы будут чистыми и не будет кариеса.

- Что это тебе даст?

- Здоровье.

- Зачем тебе здоровье?

- Чтобы хорошо себя чувствовать.

- Зачем тебе хорошо себя чувствовать?

- Это даст мне спокойствие.

- Зачем тебе спокойствие?

- Ну ... для спокойствия ...

- Какой для тебя смысл в спокойствии?

- Чтобы оно было. Это само по себе важно.

В данном примере «спокойствие» – терминальная ценность.

Субъективные различия

Следующий полезный шаг - определить различия между терминальными и инструментальными ценностями в вашем субъективном представлении. Способ самомоделирования аналогичен поиска различий между эмоциями и ценностями-эмоциями из предыдущего занятия.

108.2

  1. Найдите 3-4 терминальный ценности из разных контекстов. Для этого вам придётся пройтись по цепочкам намерений для разных поведений.
  2. Выберите 3-4 инструментальные ценности из разных контекстов - с этим проще, они должны были в большом количестве попадаться на предыдущем шаге.
  3. Найдите, что общего между терминальным ценностями - в первую очередь это касается субмодальных представлений и значений для вас этих субмодальностей.
  4. Найдите, что общего между инструментальными ценностями.
  5. Найдите, чем различаются во внутреннем представлении инструментальные и терминальные ценности.

Где проходим

Изменение Убеждений

Система Ценностей

Личностная Трансформация: Ценности

По теме

104. Ценности

56. Техника «Интеграция конфликтующих частей»


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top