Александр Любимов


«Человеку нельзя разрешать заводить детей, до того как он сумеет обучить хотя бы цыпленка»

Один дрессировщик дельфинов.

Цыплята хорошо учатся. Например, их довольно просто научить «танцевать». Вы следите за цыплёнком и, когда он поворачивается налево, даёте ему зёрнышко. Через какое-то время он начинает поворачиваться налево намного чаще. После этого можно уточнить – давать зёрнышко, только если он повернётся на полкруга. Через какое-то время цыплёнок научится кружиться – «танцевать».

Такое издевательство над бедной птицей называется «оперантное обучение», но вы его знаете под термином «дрессировка».

Идея оперантного научения принадлежит бихевиористу Берресу Фредерику Скиннеру, поэтому часто этот метод обучения называют методом Скиннера. 

Оперантное обучение строится на системе поощрений и наказаний, при помощи которых можно усилить или прекратить какой-то тип поведения. Поощрение называется позитивным подкреплением, а наказание, соответственно, негативным подкреплением.

Как вы уже поняли, танцевать цыплёнка научили исключительно за счёт позитивного подкрепления.

Дрессировка - любимый способ обучения. Люди дрессируют собак, лошадей и дельфинов, кошки вполне успешно дрессируют хозяев, жёны - мужей, родители - детей, многие люди дрессируют сами себя и так далее. Правда, у кого-то это получается более успешно, а у кого-то менее.

Позитивное и негативное подкрепление

 

Например, когда родители радуются, как только ребёнок произносит первое слово - это позитивное подкрепление. А когда чиновник при вашем появлении корчит недовольную гримасу - негативное. Вообще, освоение языка детьми идёт через оперантное обучение: ребёнок подходит к взрослым, произносит слово, наблюдает реакцию, если она положительная, то хорошо, если она отрицательная – пробует сказать по-другому. Тем более, что эти самые «окружающие» обычно проговаривают, как сказать правильно.

Родители постоянно дрессируют детей, давая им невербальную (а иногда и вербальную) обратную связь. Точно так же друг друга дрессируют муж с женой, друзья, коллеги, тренер группу, а группа тренера. По большей части процесс дрессировки проходит совершенно вне сознательного внимания. И может получиться совсем не то, что хотелось бы.

Ребёнок приходит со двора радостный и грязный, мать выражает недовольство. Бессознательное ребёнка связывает радость и негативную реакцию матери и через некоторое время домой он радостным не возвращается. Это негативное подкрепление.

Другой ребёнок заболевает, вокруг него суетятся родители, заботятся и бессознательное понимает - если болеешь, ты будешь получать внимание и одобрение. Это позитивное подкрепление.

Я часто говорю, что все психологические проблемы можно свести всего к двум типам: «научился чему не надо и не знаю как отучиться» и «не могу научиться нужному».

Но подкрепление можно использовать и для полезного обучения. Учитывая, что получение навыков идёт через подкрепление. Вы учитесь играть в дартс: кидаете в цель стрелку - если попадает ближе к центру, то чувствуете позитивную эмоцию, стрелка уходит в молоко - негативную. Постепенно вы начинаете играть всё лучше и лучше - всё больше ваших стрелок попадает центр и всё меньше - в молоко.

Оперантное обучение не задаёт жёсткого паттерна поведения - у вас появляется склонность делать более эффективные вещи. Но остаётся некий разброс, который даёт гибкость. Это отличается от якорей, которые чётко вызывают заданную реакцию.

Здесь подкреплением является ваша собственная эмоция. Негативная показывает чего надо избегать, устанавливает «границы». Позитивная показывает, к чему стоит стремиться. То есть и негативное, и позитивное подкрепление важны и полезны.

Правила оперантного обучения

Если хотите более подробно разобраться в оперантном обучении, то я рекомендую замечательную книжку Карен Прайор «Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей)»

Преимущественно используйте позитивное подкрепление

Негативное подкрепление без позитивного практически не работает. По крайней мере, если вы чему-то хотите научиться. 

Маленький эксперимент, имени Ходжи Насреддина. Который, когда к нему привели на улучшение внешности ростовщика, заставил его и его родственников молиться и НЕ ДУМАТЬ о белой обезьяне. Они не смогли. Посмотрим, сможете ли вы. Представьте себе большую белую обезьяну. Большую и белую - гориллу, мартышку, шимпанзе, не важно. Самое главное, что она белая. Запустите не телефоне (или где ещё) секундомер - ваша задача в течении двух минут НЕ ДУМАТЬ о белой обезьяне. Если подумали - хлопните в ладоши. Или стукните по столу.

Поехали.

Сколько раз вы вспомнили о белой обезьяне? Три, пять, десять?

Задача НЕ ДУМАТЬ о чём-то очень трудная, потому что для понимания, что не думаешь, нужно сначала вспомнить, о чём именно не надо думать. Да, есть люди которые вполне успешно способны выполнить это упражнение. Во-первых, кто хорошо умеет управлять своим вниманием, например, кто занимается медитацией, аутотренингом или самогипнозом. Они действительно в течении двух минут могут либо не думать вообще, либо думать о зелёном помидоре. Во-вторых те, у которых наоборот очень плохо с управлением вниманием. «Ходжа Насреддин… Обезьяна… Они же разные бывают… Кинг-Конг например… Он Нью-Йорк крушил… А Нью-Йорк в Америке… А там ещё Анджелина Джоли… О, а зачем у меня секундомер включён? И что я делал двенадцать минут?».
Нам просто очень сложно не делать что-то без представления о том, что делать вместо этого. 

Поэтому - больше позитивного подкрепления.

Когда родители только ругают ребёнка за плохие оценки, и особо не хвалят за хорошие - такое подкрепление работает плохо. Точно так же начальник, который только ругает за ошибки, и не считает важным похвалить за достижения - снижает эффективность работы подчинённых.

Подкрепление сразу после нужного события

Чем чётче бессознательное может связать между собой подкрепление и событие - тем лучше. Ему же ещё нужно понять, какое конкретное поведение вызывает такую реакцию. Поэтому чем быстрее получено подкрепление после нужного поведение - тем быстрее ваработается навык. Сделали десять приседаний - сразу похвалили себя. Заметили собственную ошибку в тексте - сразу немного огорчились, ту же исправили и сразу же сильно порадовались. Дописали статью - попили чая с печенькой. А если вы делаете упражнение желательно, чтобы обратная связь была сразу после его выполнения, а не в конце занятия или в конце курса.

Позитивное подкрепление после занятия

После всего занятия - по иностранному языку, йоге, калибровке или вычислению интегралов - сделайте себе приятно. Похвалите себя, съешьте конфетку или просто воспроизведите сильный позитивный якорь.

Вариабельное подкрепление после заучивания

После того, как вы научились чему-то, полезно изредка себя подхваливать. Не постоянно - постоянное подкрепление после заучивания начинает ухудшать навык.

Чем подкреплять

Своё собственное поведение можно подкреплять

озитивно: положительной эмоцией, похвалой, подарком самому себе, лакомством (конфеткой или кусочком печеньки), позитивным якорем;

негативно: негативной эмоцией, болью (можно себя слегка ущипнуть), негативным якорем.

Чужое поведение можно подкреплять:

позитивно: улыбкой, демонстрацией позитивной эмоции, вниманием, согласием, похвалой, позитивным символом, вроде поднятого вверх большого пальца, лакомством, позитивным якорем;

негативно: недовольным выражением лица, демонстрацией негативной эмоции, несогласием, негативным символом (большой палец вниз), отрицательным якорем.

Подкрепление в коммуникации

Во время общения точно так же можно обучить собеседника каким-то полезным навыкам: говорит медленнее, сидеть более ровно, улыбаться, расслабиться или прекратить смотреть в телефон во время занятия. Правила здесь всё те же, просто всё происходит намного быстрее. Например, вы хотите, чтобы ваш собеседник говорил спокойнее - как только он начинает говорить спокойнее, вы улыбаетесь и киваете головой, начинает напрягаться - чуть хмуритесь и киваете головой отрицательно. Постепенно он во время разговора с вами начинает говорит всё более и более спокойно.

Я так ради эксперимента обучил продавцов на рынке, на котором я регулярно закупаюсь, улыбаться уже при виде меня.

Если же вы хотите, чтобы человек что-то не делал, то всё равно вам нужно использовать и позитивное, и негативное подкрепление. Например, ваш собеседник или участник тренинга регулярно отвлекается и смотрит в сторону. Просто каждый раз, когда он отвлекается вы хмуритесь и понижаете голос, а когда он смотрит на вас – улыбаетесь и голос слегка повышаете. Через некоторое время он станет отвлекаться всё меньше, а смотреть на вас всё больше.

Здесь очень важна точность и чёткость обратной связи.

Вам нужно слегка улыбаться и согласно кивать головой каждый раз и именно в том момент, как собеседник начинает говорить спокойнее. И начинать слегка хмуриться и отрицательно кивать головой каждый раз и именно в тот момент, когда он начинает говорить более напряжённо.

В таком варианте через три-пять минут разговора вы уже заметите вполне чёткие изменения.

Где проходим:

Мастерство Коммуникации 2

По теме:

64. Цели коммуникации

65. Способы воздействия НЛП

Видео:: Использование подкрепления в коммуникации