«Человеку нельзя разрешать заводить детей, до того как он сумеет обучить хотя бы цыпленка»
Один дрессировщик дельфинов.
Цыплята хорошо учатся. Например, их довольно просто научить «танцевать». Вы следите за цыплёнком и, когда он поворачивается налево, даёте ему зёрнышко. Через какое-то время он начинает поворачиваться налево намного чаще. После этого можно уточнить – давать зёрнышко, только если он повернётся на полкруга. Через какое-то время цыплёнок научится кружиться – «танцевать».
Такое издевательство над бедной птицей называется «оперантное обучение», но вы его знаете под термином «дрессировка».
Оперантное обучение строится на системе поощрений и наказаний, при помощи которых можно усилить или прекратить какой-то тип поведения. Поощрение называется позитивным подкреплением, а наказание, соответственно, негативным подкреплением.
Дрессировка - любимый способ обучения. Люди дрессируют собак, лошадей и дельфинов, кошки вполне успешно дрессируют хозяев, жёны - мужей, родители - детей, многие люди дрессируют сами себя и так далее. Правда, у кого-то это получается более успешно, а у кого-то менее.
Например, когда родители радуются, как только ребёнок произносит первое слово - это позитивное подкрепление. А когда чиновник при вашем появлении корчит недовольную гримасу - негативное. Вообще, освоение языка детьми идёт через оперантное обучение: ребёнок подходит к взрослым, произносит слово, наблюдает реакцию, если она положительная, то хорошо, если она отрицательная – пробует сказать по-другому. Тем более, что эти самые «окружающие» обычно проговаривают, как сказать правильно.
Родители постоянно дрессируют детей, давая им невербальную (а иногда и вербальную) обратную связь. Точно так же друг друга дрессируют муж с женой, друзья, коллеги, тренер группу, а группа тренера. По большей части процесс дрессировки проходит совершенно вне сознательного внимания. И может получиться совсем не то, что хотелось бы.
Ребёнок приходит со двора радостный и грязный, мать выражает недовольство. Бессознательное ребёнка связывает радость и негативную реакцию матери и через некоторое время домой он радостным не возвращается. Это негативное подкрепление.
Другой ребёнок заболевает, вокруг него суетятся родители, заботятся и бессознательное понимает - если болеешь, ты будешь получать внимание и одобрение. Это позитивное подкрепление.
Но подкрепление можно использовать и для полезного обучения. Учитывая, что получение навыков идёт через подкрепление. Вы учитесь играть в дартс: кидаете в цель стрелку - если попадает ближе к центру, то чувствуете позитивную эмоцию, стрелка уходит в молоко - негативную. Постепенно вы начинаете играть всё лучше и лучше - всё больше ваших стрелок попадает центр и всё меньше - в молоко.
Здесь подкреплением является ваша собственная эмоция. Негативная показывает чего надо избегать, устанавливает «границы». Позитивная показывает, к чему стоит стремиться. То есть и негативное, и позитивное подкрепление важны и полезны.
Если хотите более подробно разобраться в оперантном обучении, то я рекомендую замечательную книжку Карен Прайор «Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей)»
Негативное подкрепление без позитивного практически не работает. По крайней мере, если вы чему-то хотите научиться.
Маленький эксперимент, имени Ходжи Насреддина. Который, когда к нему привели на улучшение внешности ростовщика, заставил его и его родственников молиться и НЕ ДУМАТЬ о белой обезьяне. Они не смогли. Посмотрим, сможете ли вы. Представьте себе большую белую обезьяну. Большую и белую - гориллу, мартышку, шимпанзе, не важно. Самое главное, что она белая. Запустите не телефоне (или где ещё) секундомер - ваша задача в течении двух минут НЕ ДУМАТЬ о белой обезьяне. Если подумали - хлопните в ладоши. Или стукните по столу.
Поехали.
…
Сколько раз вы вспомнили о белой обезьяне? Три, пять, десять?
Поэтому - больше позитивного подкрепления.
Чем чётче бессознательное может связать между собой подкрепление и событие - тем лучше. Ему же ещё нужно понять, какое конкретное поведение вызывает такую реакцию. Поэтому чем быстрее получено подкрепление после нужного поведение - тем быстрее ваработается навык. Сделали десять приседаний - сразу похвалили себя. Заметили собственную ошибку в тексте - сразу немного огорчились, ту же исправили и сразу же сильно порадовались. Дописали статью - попили чая с печенькой. А если вы делаете упражнение желательно, чтобы обратная связь была сразу после его выполнения, а не в конце занятия или в конце курса.
После всего занятия - по иностранному языку, йоге, калибровке или вычислению интегралов - сделайте себе приятно. Похвалите себя, съешьте конфетку или просто воспроизведите сильный позитивный якорь.
После того, как вы научились чему-то, полезно изредка себя подхваливать. Не постоянно - постоянное подкрепление после заучивания начинает ухудшать навык.
Своё собственное поведение можно подкреплять
озитивно: положительной эмоцией, похвалой, подарком самому себе, лакомством (конфеткой или кусочком печеньки), позитивным якорем;
негативно: негативной эмоцией, болью (можно себя слегка ущипнуть), негативным якорем.
Чужое поведение можно подкреплять:
позитивно: улыбкой, демонстрацией позитивной эмоции, вниманием, согласием, похвалой, позитивным символом, вроде поднятого вверх большого пальца, лакомством, позитивным якорем;
негативно: недовольным выражением лица, демонстрацией негативной эмоции, несогласием, негативным символом (большой палец вниз), отрицательным якорем.
Во время общения точно так же можно обучить собеседника каким-то полезным навыкам: говорит медленнее, сидеть более ровно, улыбаться, расслабиться или прекратить смотреть в телефон во время занятия. Правила здесь всё те же, просто всё происходит намного быстрее. Например, вы хотите, чтобы ваш собеседник говорил спокойнее - как только он начинает говорить спокойнее, вы улыбаетесь и киваете головой, начинает напрягаться - чуть хмуритесь и киваете головой отрицательно. Постепенно он во время разговора с вами начинает говорит всё более и более спокойно.
Если же вы хотите, чтобы человек что-то не делал, то всё равно вам нужно использовать и позитивное, и негативное подкрепление. Например, ваш собеседник или участник тренинга регулярно отвлекается и смотрит в сторону. Просто каждый раз, когда он отвлекается вы хмуритесь и понижаете голос, а когда он смотрит на вас – улыбаетесь и голос слегка повышаете. Через некоторое время он станет отвлекаться всё меньше, а смотреть на вас всё больше.
Вам нужно слегка улыбаться и согласно кивать головой каждый раз и именно в том момент, как собеседник начинает говорить спокойнее. И начинать слегка хмуриться и отрицательно кивать головой каждый раз и именно в тот момент, когда он начинает говорить более напряжённо.
В таком варианте через три-пять минут разговора вы уже заметите вполне чёткие изменения.
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов