Александр Любимов


Часто встречающийся вопрос начинающих НЛПеров: «Как подобрать технику НЛП». Хочу предложить небольшую модель, которая поможет вам сориентироваться на первых этапах.

Частично вы с ней знакомы - в упрощённой форме она используется в «Простом селфкоучинге».

Все техники делятся на пять групп, в зависимости от наиболее подходящего описания Актуального Состояния:

  • не знаю, чего хочу;

  • делаю, что не хочу;

  • специфический паттерн;

  • конфликт;

  • не тот размер.

 

Для каждой группы будет описание Актуального Состояния, Желаемого Состояния и подходящие техники НЛП, как способ попасть из АС в ЖС.

Внутри группы уже придётся ориентироваться на контекст применения техник. Например, «Коллапс якорей» меняет состояния, а «Интеграция конфликтующих частей» способна работать с более сложным поведением, вроде «трудно вставать по утрам». «Интеграция конфликтующих частей» работает с внутренними конфликтами, а «Решение коммуникативных проблем при помощи трёхпозиционного описания» - с межличностными.

1. Не знаю чего хочу - определяем цель

Представление о том, что хочется изменить (АС) и что хочется получить в результате (ЖС) смутное, неопределённое и непонятное. Используем модели и техники сбора информации. На выходе должно получиться чёткое представление как об Актуальном Состоянии, так и о Желаемом Состоянии.

При этом этак в 80% ситуаций чёткого определения цели хватает, чтобы решить проблему.

SCORE - основная модель сбора информации при консультировании, даёт представление об изменении во времени: из прошлого - через настоящее - в будущее.

Хорошо сформулированный результат - представляем о цели, наиболее подходящее для её достижения.

Декартовы координаты - уточнение последствий выбора.

Стратегия Уолта Диснея - превращаем мечту в цель.

ОПОРа - процесс определения цели, использующий и логическое, и синтетическое мышление.

2. Делаю, что не хочу делать - ищем приемлемое поведение

Наиболее общее описание АС.

При описании проблемы Клиент использует фразы: не хочу; не могу; не получается; хочу, но не делаю.

Ситуации, которые удобно описать как:

- Хочу прекратить это делать.

- Хочу начать это делать.

- Я сейчас в этой ситуации делаю А, а хочу делать Б.

Определяем, что именно человек хочет делать и добавляем нужные ресурсы в контекст.

Шестишаговый рефрейминг - используем бессознательное для поиска новых вариантов поведения.

Взмах - встраиваем «генератор нового поведения» в проблемную ситуацию.

Изменение личностной истории - перерабатываем цепочку связанных ситуаций.

EMDR - вводим человека в состояние, где он сам способен найти решение.

3. Специфические паттерны

Вариант предыдущего - человек делает не то, что хочет. Но сюда относятся техники, которые работают строго с конкретными видами паттернов (и, обычно, ни с чем другим).

Взрыв навязчивости - навязчивости.

Быстрое лечение фобий - фобии и страхи.

Реимпринтинг - импринты.

Лечение приобретённых аллергий - аллергии.

3. Конфликт - ищем баланс

Часто АС удобнее описать, как внутреннее противоречие: между частями, целями, намерениями людей.

При описании проблемы Клиент использует конструкции: с одной стороны - с другой стороны; хочу и так - и так; нужно и то - и это; хочу это - а надо делать другое.

- С одной стороны нужно заниматься спортом, с другой - хочется приятно провести время.

- Хочу эту булочку, но нужно думать о фигуре.

- Нужно и написать отчёт, и ответить на почту.

- Человек надоедает, но неудобно ему грубить.

Определяем стороны в конфликте и помогаем договориться (распределить ресурсы).

Интеграция конфликтующих частей - предполагаем, что конфликтуют «части личности» и помогаем им договориться.

Баланс критериев - определяем критерии (намерения) каждого желания и ищем оптимальное соотношение важности.

Решение коммуникативных проблем при помощи трёхпозиционного описания - помогаем разобраться в межличностном конфликте.

4. Не тот размер - подходящий размер

Часто, не нравится не само поведение (в широком смысле - эмоции, реакции, действия), а его количество.

При описании проблемы Клиент использует фразы: слишком много; не хватает; больше; меньше; мало.

Поведение подходит под контекст, но хочется что-то увеличить или уменьшить:

- Больше мотивации.

- Меньше тратить времени на соцсети.

- Увеличить доход.

- Слишком много раздражаюсь.

Определяем текущий размер и добавляем ресурсы для получения нужного размера.

Размер переживания - создаём метафору состояния и подбираем подходящий размер.

Ресурсирование - добавляем ресурсы (при помощи якорей, субмодальностей, прямо) так, чтобы получить подходящую интенсивность.

Регулировка интенсивности переживаний - подбираем подходящее расстояние (во временном представлении) до события.

Шоколад леди Годивы - цель нравится, а как достигать - не очень.

Шкалирование - учимся управлять интенсивностью эмоции или чувства.

Где проходим

Успешное Мышление 2

По теме

Техники НЛП