Александр Любимов


Ещё один способ избавиться от навязчивость - «взорвать» её. Как с воздушным шариком - если надуть слишком сильно, он лопнет. Здесь так же. Выясняете критическую субмодальность навязчивости - усиливаете-усиливаете-усиливаете её - бабах, навязчивости нет и вы можете контролировать своё поведение.

А дальше нюансы.

Критическая субмодальность навязчивости

Сначала надо выяснить критическую субмодальность навязчивости - то есть ту субмодальность, которая влияет сильнее всего. Вы её усиливаете - и желание «сделать это» пропорционально растёт, уменьшаете - пропорционально падает. И эта субмодальность влияет на изменение больше, чем остальные.

А в некоторых случаях при изменении критической субмодальности автоматически будут меняться и остальные: например, меняете размер, а одновременно меняется яркость и контрастность.

Наиболее типичный навязчивый образ (обычно навязчивость связана с визуальным каналом): яркий, большой, чёткий объект на размытом или отсутствующем фоне.

Этот набор вы регулярно встречаете в рекламе, это же мечта маркетолога - создать непредолимое желание купить «ЭТО».

 

 

При этом критическими субмодальностями чаще всего бывают:

  • размер объекта;

  • размер картинки;

  • яркость объекта;

  • размытость или отсутствие фона;

  • соотношение яркости фона и объекта;

  • «выпрыгивание» объекта - резкое приближение при фокусировке на объекте.

Как «взрывать»

Вам повезло, и у вас критическая аналоговая субмодальность - вроде размера объекта. Вы её быстро увеличиваете, соответствующее ощущение нарастает, нарастает, нарастает - переходит порог - и «БУМ!!!» - исчезает. И мозг перестаёт распознавать печенье/сигарету/пиво как навязчивый объект.

«Взрыв навязчивости» относится к техникам порога, в которых вы берете сильную реакцию, но не уменьшаете её, а наоборот усиливаете, пока она не перейдёт «порог».

Здесь две важные характеристики - скорость и степень усиления. Усиливать субмодальность надо максимально быстро. А усиливать может прийтись довольно сильно - Стив Андреас описывает случай, когда сигарету пришлось увеличить «до размеров Вселенной». Не обязательно так критично - иногда хватает размеров комнаты :) , но усиление часто бывает довольно большим. Не всегда, иногда хватает 100-300%.

 

Взрыв навязчивости

 

Вам повезло меньше и у вас критическая дискретная субмодальность - например, отсутствие фона. Или вы довели субмодальность до максимума - например, увеличили яркость до предела, а «взрыва» нет. Тогда можно использовать способ «накачки»: многократное повторение первого способа. Представили печеньку - увеличили яркость до предела - опять представили печеньку в исходном виде - увеличили яркость до предела… И так до тех пор, пока не «бумкнет».

Кинестетика более медленная система, чем визуальная, и она не успевает полностью «сброситься» при смене картинок. Так что вы именно её накачиваете, поэтому усиление субмодальности и переход к исходной картинке должен быть максимально быстрым.

В результате

Вы возвращаете контроль над поведением. Печенье можете есть, сигареты курить, пиво пить - но без навязчивости. Но лучше в конце сделать «Взмах» - в первую очередь для того, чтобы добавить способность находить новые варианты поведения для удовлетворения намерения и вторичных выгод.

По шагам

1. Выявите навязчивое поведение, которое хотите изменить

Обязательно сделайте предварительную экологическую проверку - не повредит ли вам

2. Определите критические cубмодальности навязчивости

3. «Взорвите» навязчивоcть

Если у вас аналоговая критическая субмодальность - просто быстро её усиливаете до тех пор, пока метакинестетика навязчивости не исчезнет.

Если у вас дискретная критическая субмодальности или простое увеличение аналоговой субмодальности не дало результата - используйте метод «накачки». Он является многократным быстрым последовательным повторением первого метода: вы берёте критическую субмодальности и многократно быстро её усиливаете до тех пор, пока метакинестека навязчивости не исчезнет.

4. Проверьте результат

Подождите пару минут и проверьте результат. Представьте, что раньше вызывало навязчивость и откалибруйте реакцию. Потом, если есть возможность, возьмите предмет навязчивости в руки - сигарету, смартфон с открытым фейсбуком, пряник - и посмотрите на реакцию.

Исследуйте, во всех ли контекстах поведение изменилось.

5. Сделайте технику «Взмах»

Если поведение изменилось не во всех контекстах и контекстов, где навязчивость проявлялась, много (вроде курения) - дополнительно сделайте технику «Взмах».

 

Где проходим

Успешное Мышление 2

По теме

Техника:: Взрыв навязчивости

78. «Взмах» или как контролировать курение