Александр Любимов


Бросить курить - самая простая вещь в мире. Я сам делал это тысячу раз.

Марк Твен

Техника «Взмах» одна из самых мощных субмодальных техник. Её большой плюс - она позволяет убирать навязчивости. Но не только - она прекрасно работает с проблемами типа «делаю, что не хочу делать», навязчивости только один из вариантов. Итак, «Взмах» позволяет работать с ситуацией:

  • раздражаюсь, когда на меня повышают голос;
  • курю, хотя и не хочу ;
  • долго лежу после звонка будильника;
  • не могу остановиться - доедаю весь арахис (конфеты, шоколадки, чипсы) до конца ;
  • постоянно сижу в соцсетях;
  • обижаюсь, когда меня перебивают;
  • ору на опоздавших;
  • грызу ногти;

Наиболее интересно здесь именно навязчивое поведение, когда человек не контролирует и продолжает что-то делать, даже если считает, что делать это не стоит. Типичный пример навязчивого поведения - курение.

Человек может считать, что это плохо, вредно, неправильно, сто раз дать себе обещание прекратить - но всё-равно продолжать курить.

Ещё раз напомню, что не все курильщики не контролируют процесс - то есть не у всех есть навязчивость. Точно так же не для всех, кто играет в компьютерные игры или пользуется соцсетями есть навязчивость.

Главное здесь

отсутствие контроля.

Человек хочет прекратить «делать это», но у него не получается.

Так вот.

«Взмах» возвращает контроль над поведением

а не просто прекращает его. То есть «на выходе» вы сможете играть в компьютерные игры, есть шоколад или арахис, сидеть в соцсетях и даже курить тогда, когда считаете нужным.

У меня была клиентка, которая выкуривала две пачки сигарет в день. Мы с ней поработали, сделали «Взмах». Через пол-года я её встречаю:
- Лена, как твои дела с курением?
- Ты знаешь, я курю - хочется раз в месяц посидеть с сигаретой и чашечкой кофе на балконе.
И на мой взгляд это отличный результат.

- Но ведь курить плохо!

Вы уж сами решайте, что вам плохо, а что нет. Некоторые считают, что есть мясо плохо, а другие - что не есть. Моя задача здесь показать способ, при помощи которого вы сможете контролировать своё поведение и делать то, что считаете правильным - или не делать то, что считаете неправильным.

С чем работаем

Для начала, нам нужно определиться, с чем мы работает - с каким поведением. Напоминаю, что сюда подходит почти все варианты нежелательного поведения, которые можно описать как «делаю то, что не хочу делать» (нежелательное поведение именно в смысле отсутствия контроля над ним).

Кроме фобий и сильных страхов - для работы с ними «Взмах» не самый подходящий вариант. Есть специальная техника «Быстрое лечение фобий».

Ключ

Для того, чтобы сделать «Взмах» нужно найти «ключ» - это может быть либо что запускает нежелательное поведение, либо что-то, что обязательно предшествует нежелательном поведению.

Например, что запускает нежелательное поведение:

  • голос, который говорит «пойдём покурим»;
  • характерные интонации в голосе собеседника;
  • крупный образ конфеты;
  • образ красного кружочка с цифрой, сообщающей о количестве непрочитанных новых сообщений;
  • картинка с большой тарелкой с арахисом.

Предшествует нежелательному поведению - что обязательно есть в ситуации и максимально близко по времени к началу нежелательного поведения:

  • образ руки с сигаретой при курении;
  • образ руки с конфетой;
  • звук будильника;
  • образ руки с рюмкой;
  • образ ложки с едой;
  • образ смартфона в руке с открытым facebook.
Этот образ обязательно должен быть ассоциированным.

При этом «запускающий» ключ берём именно такой, какой присутствует в опыте - именно такой голос с фразой, точно такой же образ пирожного. А вот с ключом «присутствует в опыте» придётся поработать - сделать его достаточно общим и неопределённым: образ каких-то пальцев с какой-то сигаретой, образ вилки с какой-то едой.

«Взмах» часто просто блокирует нежелательное поведение - рука с сигаретой просто не поднимается или останавливает на пути, у человека появляется тошнота, когда он вставляет сигарету в рот. Но если ключ не доработан - то тут есть куча обходных путей. В моей практике были варианты, когда человек после «Взмаха» мог курить, но только левой рукой (в образе ключа была правая рука) или только сигареты с белым фильтром (в образе ключа была сигарета с жёлтым фильтром). Ричард Бендлер приводит вариант, когда человек мог курить чужие сигареты, так как в образе ключа он доставал сигарету из пачки.

Я-образ

Следующий шаг - создаём Я-образ себя, контролирующего это поведение. Наделяете его способностями:

  • удовлетворять все те потребности, которые раньше удовлетворялись при помощи проблемного поведения;
  • получать плюсы от контроля поведения;
  • способность быть гибким – придумывать новые варианты поведения.

Для этого нам нужно определить позитивное намерение и вторичные выгоды.

Для определения намерения задаём вопросы:
- Что [это] тебе даёт?
- Что ты от [этого] получаешь?
- Зачем ты [это] делаешь?
А для выяснения вторичных выгод:
- Что ещё [это] тебе даёт?
- Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?

Преобразуем это всё в способности:

  • спокойствие - способность быть спокойным;
  • стабильность - способность поддерживать стабильность;
  • удовольствие - способность получать удовольствие.

Выясняем, что человек получит от того, что начнёт контролировать поведение: самоуважение, уверенность, гордость, здоровье, - тоже преобразуем в способности.

Создаём «Я-образ» себя успешного (мудрого, смелого, клёвого и т.п.) и передаём ему способности:

  • удовлетворять намерение и вторичные выгоды курения (переедания, раздражения...);
  • получать выгоды от контроля курения;
  • быть креативным - придумывать новые варианты поведения.
  •  

А теперь нужно поиграться с «Я-образом» - сделать его максимально привлекательным, но реальным - таким, к которому можно стремиться. Его можно приблизить, сделать более ярким или контрастным - поэкспериментируйте.

Есть множество привлекательных, но нереальных вещей - вроде принца на белом коне или умения летать как Супермен.

Замена

Следующий шаг - обучить наше бессознательное прерывать старый нежелательный паттерн и запускать доступ к «Я-образу». Для этого нам надо несколько раз заменить «ключ» на «Я-образ». Представляете «ключ» - заменяете его на «Я-образ» - отвлекаетесь. Как заменять:

  • представляете «ключ», а «Я-образ» падает сверху и заслоняет его;
  • «Я-образ» вырастает из точки в углу;
  • «ключ» и «Я-образ» находятся на гранях вращающегося куба;
  • в аудиальном варианте: начинаю слышать ключевую фразу - она прерывается и идёт фраза «Я-образа».
Ещё варианты вы можете подсмотреть или подслушать в телепередачах, презентациях или компьютерных играх - там есть множество примеров смены слайдов.

«Махать» стоит 5-6 раз. Если не получилось - ещё 5-6 раз, но с большей скоростью.

Проверка работоспособности

Сначала проверяете, что с «ключом». Если сработало, он становится «неустойчивым»: съёживается, тает, отдаляется, его очень трудно удержать во внимании, на его месте возникает «Я-образ».

Потом хорошо бы сделать поведенческую проверку: дать человеку в руку сигарету и попросить закурить (шоколадку и попросит откусить, телефон и запустить facebook). Если сработало:

  • рука останавливается (обычно в той точке, где был образ «ключа» - если ключ внешний);
  • рука вообще не поднимается;
  • совершенно нейтральная реакция на сигарету, пряник, шоколад;
  • при попытке закурить возникает тошнота;
  • шоколад/конфета/печенье совершенно безвкусные.

И так далее в том же духе.

Замечания

  • «Взмах» не прекращает поведение, а возвращает контроль - то есть вы не бросите курить, но сможете контролировать курение.

  • «Взмах» не создаёт новое поведение вместо старого - мы встраиваем «генератор нового поведения», который порождает новые способы реализации намерений.

  • По опыту после «Взмаха» человек либо полностью перестаёт курить (есть марципаны, играть в Angry Birds), либо делает это намного реже. За 15 минут работы - это весьма хороший результат.

  • Клиент должен быть достаточно мотивирован на изменение. Точно так же, как человек может убрать навязчивость, также он может её восстановить. Один молодой человек после «Взмаха» он просто не мог поднять руку с сигаретой. Как он описывал: «Как будто в руке пудовая гиря». Но через неделю опять начал курить (хотя и сильно меньше) - ему было интересно, сможет ли он справиться с этим «весом». Справился.

  • Если работаете с навязчивостью, лучше, чтобы клиент был достаточно «неудовлетворён» - не курил несколько часов, не проверял соцсети и т.д. С «удовлетворённым» сложнее делать проверку работоспособности.

  • Лучше всего «махать» в визуальной или аудиальной модальности. В кинестетической получается очень редко - просто не хватает скорости.

  • «Махать» стоит не больше 5-6 раз. Если не получилось - попробуйте ещё раз, но с большей скоростью перехода (чаще всего не получается именно из-за этого). Если и это не получилось, стоит ещё раз проверить ключ - может стоит выбрать другой, - или «Я-образ» - достаточно ли он привлекателен, все ли намерения и вторичные выгоды учтены.

По шагам

Схема техники «Взмах»

 

1. Нежелательное поведение

Определите нежелательное поведение типа «я делаю то, что не хочу», которое хотите изменить.

2. Ключ

«Ключом» может быть триггер, запускающий поведение.

Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:

- Как ты узнаёшь, что пора начать делать это?

- Что тебя заставляет делать это?

Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа, который обязательно присутствует в ситуации. Например:

  • курение – образ руки с сигаретой;
  • переедание – голос, который говорит «съешь ещё»;
  • раздражение – образ разъярённого лица начальника.

Важно сделать ключ как можно более универсальным, то есть, чтобы он повторялся во всех ситуациях. В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а какие-то пальцы с какой-то сигаретой. И этот образ должен быть ассоциированным.

3. «Я - образ»

Вначале нам нужно найти намерение и вторичные выгоды проблемного поведения. Для выяснения намерения вы задаёте вопросы:

- Зачем ты это делаешь?

- Что тебе это даёт?

Понятно, что вместо слова "это" вы подставляете проблемное поведение: курение, переедание, грызение ногтей и т.д.

Для выяснения вторичных выгод вы задаёте вопросы:

- Что ещё ты от этого получаешь?

- Для чего ещё ты это используешь?

Потом вы выясняете, что получит человек от нового состояния.

- Зачем ты хочешь прекратить это?

- Что тебе даст твое новое состояние?

Предварительно проверьте экологию:

- Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?

- Согласен ли ты с этой потерей?

- Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?

После этого создайте «Я-образ». Внесите в него способности:

  • удовлетворять намерение и вторичные выгоды проблемного поведения;
  • получать выгоды от контроля этого поведения;
  • быть креативным - придумывать новые варианты поведения.

Его критерии:

  • отражает способности и качества человека, а не поведение;
  • обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);
  • диссоциирован от клиента;
  • имеет размытый фон;
  • нравится клиенту;
  • реален.

Сделайте этот образ максимально привлекательным и мотивирующим.

4. Замена

Представьте образ "ключа" (ассоциированная картинка с образом проблемного поведения.)

Очень быстро замените его на образ желательного состояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка «Я-образа» в углу большой (ключа) и, вырастая, заслоняет его и так далее)

Отвлечение: погасите все образы, посмотрите вокруг.

Повторите процедуру 5-6 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на «Я-образ», но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки…

5. Проверка работоспособности

Предложите клиенту вспомнить образ «ключа» и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге техники? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ «ключа» - если всё сработало, он будет «неустойчив».

Поведенческая проверка: предложите клиенту начать делать то, что раньше предшествовало нежелательному поведению - попробовать закурить, съесть печенье, проверить новости в соцсетях. Может ли он контролировать это поведение?

Если эффект недостаточен - вернитесь на предыдущий шаг и повторите замену с большей скоростью.

6. Экологическая проверка и подстройка к будущему

Спросите Клиента, ожет ли новое поведение как-то помешать ему в жизни.

Если может - вернитесь на 2-ой шаг (образ желаемого состояния) и внесите туда необходимые ресурсы.

Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.

Демонстрация

Оператор: - Хорошо, Женя. Какое поведение тебя не устраивает?

Клиент: - Я курю.

О: - А чего хочешь?

К: - Ну как. Бросить курить.

О: - И действительно сильно хочешь?

К: - Да! [конгруэнтно]

О: - Замечательно. Жень, а как ты узнаёшь, что пора курить. Может ты чувствуешь ощущение жжения во рту или у тебя есть голос, который говорит: «Пора курить».

К: - Голоса нет точно. А ощущение. Да, есть ощущение. Тянущее такое ощущение в горле.

О: - И когда ты его чувствуешь, тебе хочется курить?

К: - Наверно.

О: - А ты можешь его сделать сильнее?

К: - Да, могу. Да, вот сейчас очень хочется курить.

О: - Сделай его менее интенсивным. … Хорошо. А теперь покажи как ты куришь.

К: - Вытаскиваю сигарету из пачки, зажимаю губами, щёлкаю зажигалкой…

О: - Ты всегда закуриваешь правой рукой?

К: - Сейчас… Нет, могу и левой.

О: - А держишь сигарету одинаково, двумя пальцами?

К: - Да, держу всегда одинаково.

О: - Тогда сделай такую картинку: сигарета, зажатая двумя пальцами. Но так, чтобы не было понятно, правая это рука или левая. Просто два пальца. И некая абстрактная сигарета.

К: - Да, сделал.

О: - Отлично. А теперь сделай так: ты видишь руку с сигаретой и тут же чувствуешь тянущее ощущение в горле.

К: - Сейчас. Да, сделал.

О: - Хорошо. Пока этот образ на время забываем. А что ты получишь, если бросишь курить?

К: - Здоровье. Ещё буду сам себя больше уважать. Большее уважение на работе. Вот, смог.

О: - Это всё?

К: - В основном, да.

О: - А не в основном?

К: - Женщинам буду больше нравиться! (Интенсивная положительная невербальная реакция).

О: - Итак: здоровье, самоуважение, уважение на работе, привлекательность для женщин. Так?

Так. Только я бы сказал, не самоуважение, а уважение себя. Самоуважение это несколько другое.

О: - Хорошо: здоровье, уважение себя, уважение на работе, привлекательность для женщин?

К: - Да!

О: - Отлично. А теперь немного о другом. Женя, зачем ты куришь. Что тебе это даёт?

К: - Да вроде ничего особо не даёт.

О: - Если бы совсем ничего не давало, ты бы наверно и не курил бы. Давай подумаем, если ты это делаешь, зачем то тебе это нужно.

К: - Привычка, я думаю.

О: - Но любая привычка что-то даёт. Например, люди грызут ногти чтобы успокоиться, а чистят зубы по вечерам, чтобы чувствовать себя лучше и чтобы зубы были здоровыми. А ты для чего куришь?

К: - Ну, если подумать… это возможность расслабиться ... время разбить. Закончил дело, вышел, покурил и хорошо. Для чего ещё? Наверно раньше было самоутверждение, но сейчас это уже не важно. Вроде бы всё.

О: - Итак, ты куришь для того, чтобы расслабиться и время разбить?

К: - Да. (Неуверенно).

О: - Давай подумаем ещё. Что ещё тебе это даёт? Самоутверждение?

К: - Нет. (Когруэнтно).

О: - Может это возможность познакомиться: вышел в курилку и познакомился. Или способ отвлечься.

К: - А, да. Наверно это способ получить удовольствие. Иногда выйдешь на балкон, чашка кофе, сигарета…

О: - Итак, расслабиться, разбить время, удовольствие?

К: - Да! (Конгруэнтно).

О: - Хорошо. Давай подумаем, а как по другому ты можешь получать расслабление, удовольствие и разбивать время? Нам нужно для каждой потребности найти не менее трёх новых способов.

К: - Расслабляться. Так. Могу полежать, сходить в душ. Ещё можно почитать что-нибудь лёгкое, газету или детектив. В игрушку компьютерную простенькую сыграть. За окно посмотреть – у нас на роботе там улица. Довольно забавно на людей смотреть.

О: - Для того, чтобы расслабиться ты можешь: полежать, сходить в душ, сыграть в простенькую компьютерную игрушку, посмотреть за окно?

К: - Да. Так, удовольствие… Ну, тоже почитать, в душ сходить. Кино посмотреть. Поболтать с кем-нибудь. Порисовать – я рисовать люблю.

О: - Замечательно. Для того, чтобы расслабиться ты можешь: почитать, сходить в душ, поболтать, порисовать?

К: - Ещё можно прогуляться с женой, в кафе с ней зайти или в ресторан. А с чашкой кофе на балкон и без сигареты можно выйти.

О: - Хорошо. Теперь как ты можешь другим способом разбивать время?

К: - Если на работе – тоже сыграть в игрушку. За окно посмотреть. Ещё можно встать и сделать пару упражнений. Наклониться, присесть.

О: - Для того, чтобы разбить время: сыграть в игрушку, посмотреть за окно, сделать несколько упражнений.

К: - Да, наверно всё.

О: - Хорошо. Давай тогда договоримся. Я обязуюсь помочь убрать тебе тягу к курению, но за это нужно заплатить. Временем, усилиями. Ты готов?

К: - М-м-м. Да!

О: - Хорошо. Что ты больше всего не любишь делать?

К: - Скандалить.

О: - А из того, что ты контролируешь.

К: - Пылесосить не люблю. Возиться с этой штукой…

О: - Отлично. Давай договоримся так. Я помогаю тебе убрать тягу к курению, а ты обязуешься. Во-первых, использовать новые найденные варианты поведения для того, чтобы расслабляться, разбивать время и получать удовольствие. Во-вторых, ты в течении месяца обязуешься пылесосить свою квартиру в течении часа, за каждую закуренную сигарету.

О-о-о! Да.

О: - Договорились?

К: - Да!

О: - Тогда идём дальше. То, что ты перестанешь курить может тебе как-то навредить в жизни?

К: - Нет, что вы!

О: - Создадим следующий образ - образ Жени, который прекратил курить, он такой пышущий здоровьем, очень уважает себя, крайне уважаем на работе. И все женщины от него просто без ума. Это может быть достаточно размытый образ, но ты в него вкладываешь эти характеристики.

К: - Сейчас. Да… Сделал.

О: - Хорошо, а теперь добавь ему туда умения расслабляться, получать удовольствие и разбивать время. Просто как способность.

К: - Сейчас попробую. То есть он там не получает удовольствие, а я просто наделяю его этой способностью?

О: - Да.

К: - Так. Сделал.

О: - И ещё добавь туда способность быть гибким. То есть придумывать как что-то делать по-другому.

К: - И это сделал.

О: - Как мы его назовём? Успешный, счастливый, жизнерадостный?

К: - Пусть будет Успешный.

О: - Что ты ещё хочешь этому Успешному Жене добавить?

К: - Хотелось бы довить ему спокойствия, жизнерадостности и энергичности.

О: - Замечательно. Добавь.

К: - Да.

О: - Нравится тебе этот образ?

К: - Ну да…

О: - Сделай его тогда достаточно ярким и привлекательным для себя. И пусть он будет на пустом фоне. Только образ Успешного Жени и всё. Знаешь, так в рекламе или в клипах бывает: на экране только модель или певец, и больше ничего. Сплошной белый или серый фон.

К: - О-о-о. Да. Сделал.

О: - Теперь он тебе нравится?

К: - Вполне.

О: - И он достаточно для тебя реален? Это не вроде Супермена?

К: - Вполне реален.

О: - Отлично. А теперь когда ты на него смотришь, что ты чувствуешь?

К: - Такую бодрость в теле и распирание в груди.

О: - Отлично. Ты смотришь на него и чувствуешь бодрость и распирание в груди. Теперь дальше. Помнишь, раньше были такие диапроекторы, в которые можно было вставить два слайда. И перещёлкивать.

К: - Да, помню.

О: - Представь. У тебя такой диапроектор. Первый слайд – это сигарета в пальцах. Второй слайд – образ Успешного Жени. Когда ты смотришь на первый слайд, ты чувствуешь тянущее ощущение в горле. Но ты можешь щёлкнуть переключателем, и вместо слайда с рукой появляется образ Успешного Жени и ты будешь чувствовать бодрость во всём теле и распирание в груди.

К: - Да, чувствую.

О: - А теперь я сначала расскажу, а потом ты будешь делать. Ты включаешь первый слайд – чувствуешь тянущее ощущение в горле – щелчок – ты видишь слайд с Успешным Женей – чувствуешь бодрость и распирание в груди – отвлекаешься и смотришь по сторонам. Так надо сделать пять раз. Ты можешь относительно долго смотреть на образ руки с сигаретой, относительно долго смотреть на образ Успешного Жени, но щелчок должен быть максимально быстрым. Старайся сделать его с каждым разом всё более быстрым. Я буду помогать тебе щёлкая пальцами: рука с сигаретой - [щелчок пальцами] смена слайдов - отвлекись. [5 раз]

...

О: - Отлично. Представь себе образ с рукой.

К: - Трудно. Он куда-то уплывает и вместо него появляется вот этот второй образ. Успешный.

О: - Хорошо. Попробуй закурить.

К: - Чёрт, рука не идёт. Да и не хочется что-то. Я вот сейчас смотрю на сигарету, и совершенно курить не хочется.

О: - Замечательно. А теперь посмотри на Женю в различных ситуациях, где раньше он бы курил. Пусть это будут ситуации из разных контекстов: дома, на работе, на улице. И по времени тоже – завтра, через неделю, через месяц. Всего три-пять ситуаций. Устраивает ли тебя, что Женя там делает?

К: - Посмотрел. В общем, хорошо. Что не курит – точно.

О: - Это то, что ты хотел?

К: - Да, вполне!

О: - Спасибо!

Вопросы

- Если человек просит сделать так, чтобы он вообще не мог курить? Для надёжности.

Если он так хочет, и это достаточно конгруэнтно и экологично, можно после «удаления навязчивости» поставить ему на ощущение сигареты во рту какой-нибудь сильно отрицательный якорь. Спросите, что ему очень сильно не нравится из еды. Или спросите, что бы он почувствовал, если бы внезапно съел червяка или гусеницу. Ну и так далее. А потом перенесите этот якорь на ощущение сигареты во рту.

- Что будет, если не убирать навязчивость, а просто наставить этих отрицательных якорей на сигарету?

Тогда он возможно будет мучатся, но курить. С рвотой, с омерзением и прочими забавными реакциями. Я не считаю, что это достаточно экологичный способ.

- Зачем нам сознательно искать способы удовлетворения потребностей, потом заключать договор, несмотря на то, что во «Взмах» встраивается генератор нового поведения?

Для мотивации поддерживать новое поведение. «Взмах» мощная техника, но при желании человек сможет вернуть старое поведение. Если он берёт обязательства - вероятность намного меньше.

Где проходим

Тренинг "Успешное Мышление"

По теме

Техника:: Взмах

Статья:: Бросаем курить: использование техники "Взмах" при работе с навязчивостями

Глоссарий:: Намерение

Глоссарий:: Вторичная выгода

Тренинг:: Успешное Мышление