Грязь - это нужное вещество в ненужном месте.
Один химик.
Навязчивость получается, когда человек что-то настолько сильно хочет, что контролирует себя с трудом или вообще практически не контролирует. Навязчивым часто бывает курение, азартные и компьютерные игры и переедание.
Но навязчивость - это не всегда «плохо». Во многих случаях навязчивость позволяет более эффективно достигать целей. Например, у маленьких детей и полиглотов обучение языку часто имеет навязчивый характер. Навязчивость часто бывает полезна при написании статей и картин, создании навыка или улучшении результата в спорте.
Вот о создании таких «полезных» навязчивостей мы здесь и поговорим.
Картина «Устный счет» Богданова-Бельского
В определённом смысле навязчивость – «фобия наоборот». То есть «ЭТО» человек хочет в любом контексте и справиться с этим желанием ему крайне трудно, а порой и невозможно. Обычно появление такой «плохой» навязчивости связано либо с тем, что действие либо является единственным способом удовлетворения важного намерения, либо крайне эффективным способом удовлетворения большого количества вторичных выгод .
Навязчивым может стать практически любое действие, но наиболее часто встречающиеся связаны с:
А проявляется навязчивость в том, что «это поведение» хочется и хочется повторять, и справиться с этим желанием крайне сложно.
Заядлый курильщик выбегает курить каждые полтора-два часа, а если курить не получается, чувствует себя крайне некомфортно.
Или навязчивое желание постоянно проверять соцсети - что там нового написали, сколько лайков набрала моя фоточка. И проверять хочется каждые десять минут - а вдруг что пропущу.
Как описывал один компьютерный игрок: «Навязчивость - это когда ночью встал попить воды, а в восемь утра обнаружил себя у компа, играющим в танки (доту, тетрис, call of duty, portal)»
Поэтому обычно людей часто волнует, как навязчивости убирать. Потому что многие навязчивости хотя и связаны с получением удовольствия, но имеют неприятные последствия.
Например, неудержимое поедание сладостей, приводящее к нарушению обмена веществ, росту веса и кариесу. Или курение – крайне эффективный и надёжный способ отвлечься и получить удовольствие. Но вот последствия… Проблемы со здоровьем, неприятие определённой частью общества, страдания от невозможности покурить, например, в самолете, ну и так далее, дополните сами.
Плюс потеря контроля над собственной жизнью. Вроде бы твердо решил каждый вечер бегать трусцой, и вдруг обнаружил, что уже полночь, а ты все еще в Интернете.
В то же время навязчивость может быть крайне полезным и эффективным способом поведения. Например, у детей, особенно у самых маленьких, есть очень сильная навязчивость к обучению: сначала они учатся держать голову, потом переворачиваться, затем ползать. Вы видели когда-нибудь, как вскакивает малыш, научившийся вставать в кроватке? Его будто пружина какая-то выталкивает вверх, и он стоит, пока хватает сил, падает, и тут же вскакивает снова. Посмотрите на ребенка, который изо дня в день, не смотря на то, что он регулярно падает и отбивает себе всякие места, пытается встать и идти.
Навязчивость – это просто такой механизм. Если его использовать неправильно – он может очень сильно отравить жизнь. А если с толком – очень даже облегчить. Важно научиться им правильно пользоваться.
Так что сегодня мы научимся навязчивости создавать.
- Но ведь создавая навязчивость, мы уменьшаем количество выборов!? Разве это полезно?
Здесь у вас всегда есть главный выбор: вы можете иметь навязчивость или не иметь. Так что выбор остаётся.
Как я уже писал, навязчивости могут быть весьма полезны. Они эффективно могут заменять мотивацию - не надо теперь всех этих мыслей об ужасных последствиях пропущенного занятия по фитнесу. Наоборот, теперь нужно себя скорее ограничивать в своём стремлении заниматься спортом.
Например, если вы готовитесь к экзаменам, весьма полезно в течение этого времени иметь навязчивое желание хорошо изучить предмет.
Если вы учите иностранный язык навязчивость будет весьма кстати - чтобы не заставлять себя что-то делать, а просто предвкушать следующее занятие.
Вы пишите книгу, статью, придумываете слоган - навязчивость поможет вам это сделать быстрее, эффективнее и не отвлекаться в процессе.
- Когда полезно иметь навязчивость к процессу, а когда к цели?
Чаще бывает полезно иметь и ту, и ту навязчивость. Но если поделить: навязчивость к процессу крайне полезна, когда вам нужно что-то долго делать: писать реферат, чинить машину, шить костюм. Если поведение навязчиво, вы можете им долго и с удовольствием заниматься. Навязчивость исключительно по отношению к цели полезно иметь, когда желательно иметь большой выбор в вариантах поведения, но точную конечную цель. Например, придумать новый рекламный слоган или бизнес-идею.
Тренер: - Кому срочно нужна «полезная» навязчивость?
Клиент: - Мне нужно писать диплом.
Т: - И что мешает тебе заняться этим?
К: - Я не могу себя заставить. Понимаю, что нужно это сделать, но надолго меня не хватает.
Т: - И тебе действительно важно написать диплом?
К: - Да, мне это действительно надо! [конгруэнтно].
Т: - Теперь подумай: если у тебя будет навязчивость «писать диплом», что ты потеряешь?
К: - Да много чего. Свободное время.
Т: - Что ещё?
К: - Расслабленность. Возможность заниматься ерундой.
Т: - Ты согласен с этой потерей?
К: - Да это особо и не потеря. Понятно, что дипломом надо заниматься. Сделаю – тогда и будет и свободное время, и всё остальное.
Т: - Так согласен или нет?
К: - Да, согласен.
Т: - Чего в жизни ты хотел очень, очень сильно. Ну вот просто ОЧЕНЬ!!!
К: - Свой собственный смартфон. Действительно очень хотел.
Т: - Вернись в то время, когда ты хотел этот смартфон. Как ты о нём думал? Ты его представлял, что-то говорил себе?
К: - Я его вижу, как он у меня в руках.
Т: - Это ассоциированная картинка?
К: - Да, я вижу своими глазами.
Т: - А какие ещё субмодальности у этой картинки?
К: - Она яркая, смартфон немного размытый, фона нет. Звука нет.
Т: - Хорошо, давай немного отвлечёмся от смартфона. Как ты себе представляешь написанный диплом?
К: - Ну, папочка такая на столе лежит.
Т: - Если сравнить образ смартфона и образ диплома - какие отличия?
К: - Диплом дальше, я его не держу в руках, он такой серый и неприятный. Маленький какой-то - смартфон большой. И там фон есть - стол, какие-то бумажки ещё.
Т: - Хорошо, сделай сейчас так. Мысленно вырежи смартфон из пространства между руками и «отложи» куда-то в сторону - останется такая рамка в пространстве. В эту рамку вставь диплом - при этом её можно растянуть так, чтобы размер диплома был пропорционально больше размера смартфона. При этом руки тоже стоит развести на подходящее расстояние.
К: - Ух ты! Диплом сразу стал ярче и каким-то привлекательным. Обложка цвет поменяла.
Т: - И что ты сейчас думаешь о дипломе?
К: - Я хочу эту вещь! Не так сильно, как смартфон, но хочу.
Т: - Такой уровень привлекательности диплома тебе подходит? Это тебе не навредит?
К: - Ну может чуть поменьше.
Т: - Попробуй уменьшить привлекательность - попробуй отодвинуть или уменьшить картинку, уменьшить яркость. Поэкспериментируй.
…
К: - Яркость работает. Если чуть уменьшить - будет уровень привлекательности совсем правильный.
Т: - И такой уровень привлекательности тебя устраивает полностью? Не навредит тебе, если будешь думать о дипломе таким способом?
К: - С такой интенсивностью не навредит.
Т: - Отлично. Подумай сейчас о том, как ты будешь писать диплом. Как ты сейчас это воспринимаешь?
К: - Всё-равно писать его не хочется. Сам диплом хочется, а писать его нет. Когда думаю об этом - бр-р-р.
Т: - Мне бы хотелось, чтобы теперь ты нашёл то, чем тебя очень сильно тянет заниматься. Это могут быть компьютерные игры, чтение книг, просмотр фильмов. В крайнем случае – курение или переедание.
К: - Я что-то не могу придумать.
Т: - Это могло быть в прошлом. Например, купил новою книжку и тянет дочитать со страшной силой. Или новая компьютерная игра – тянет играть и играть дальше.
К: - Да, вспомнил. Года три назад, когда поставил себе на компьютер новую игру, сидел просто ночами.
Т: - Вернись на три года назад, когда ты только поставил себе на компьютер эту игру. Тебя к ней сильно тянет. Как ты о ней думаешь?
К: - Она у меня постоянно крутится в голове. И хочется постоянно думать о ней.
Т: - Как она там у тебя крутится? Ты её видишь?
К: - Да, есть картинка. Только экран монитора, больше ничего. По нему фигурки бегут. Всё такое яркое…
Т: - А звук есть?
К: - Звука нет. Только экран и всё.
Т: - Что ты чувствуешь, когда смотришь на эту картинку?
К: - Тянет. Хочется сесть за компьютер и играть дальше.
Т: - А где находится это ощущение?
К: - В районе солнечного сплетения. Такое тянущее ощущение. Сильное.
Т: - Хорошо. А теперь подумай о написании диплома. Как ты это воспринимаешь внутри себя?
К: - Это такая большая смутная картинка, там какие-то образы, экран компьютера.
Т: - Где расположена эта картинка?
К: - Вон там, вдалеке.
Т: - Она яркая?
К: - Нет. Смутная, тёмная.
Т: - А картинка игры где расположена?
К: - Вот здесь, прямо передо мной. Она достаточно большая и всё заслоняет.
Т: - Она яркая?
К: - Да, яркая, правда тоже смутная.
Т: - Фон есть?
К: - Нет, фона нет. Только экран монитора и больше ничего.
Т: - А на образе «пишу диплом»?
К: - Ну, там есть и компьютер, и какие-то листы.
Т: - Звук есть?
К: - Да, здесь я себе постоянно говорю, что надо писать и тому подобное.
Т: - Подведём итог на данный момент. Навязчивая картинка: ярче, расположена близко, фона нет, звука нет, кино.
К: - Да, правильно.
Т: - Давай попробуем изменить образ того, как ты пишешь диплом. Сделай его таким же ярким, как и образ игры.
К: - Становится просто более неприятно. И голос, который говорит, что я должен это делать, тоже становится громче.
Т: - Верни как было. Теперь приблизь и поставь картинку «пишу диплом» на то же самое место, чтобы она находилась перед тобой так же, как и картинка с игрой.
К: - Хочется отойти.
Т: - Сделай как было. Для тебя написание диплома – это образ компьютера, бумаг, что это в первую очередь?
К: - Это и бумаги, и экран компьютера.
Т: - Убери фон. Оставь только бумаги и экран компьютера.
К: - Можно бумаги переместить и поставить рядом с экраном?
Т: - Да, можно.
К: - Та-а-ак. Да. Получилось. Картинка как-то сама приблизилась и стала более яркой. И этот дурацкий голос исчез.
Т: - Как сейчас ты думаешь о «написании диплома»?
К: - Пора бы этим заняться.
Т: - Что ты чувствуешь, когда сейчас думаешь о «написании диплома»?
К: - Тянущее чувство. Похоже, как в случае с игрой, но не совсем такое. Но тоже тянет.
Т: - Тебя устраивает такая интенсивность? Или хочется усилить или ослабить?
К: - Думаю, это оптимальный результат - он меня вполне устраивает.
Т: - То есть такой уровень навязчивость «написания диплома» тебе подходит? Тебе не навредит, если ты будешь думать о написании диплома таким образом?
К: - Вполне устраивает. И не навредит.
Т: - Посмотри в свое будущее. Как то, что ты сделал сейчас, изменит его?
К: - Диплом пишу. Сижу и пишу целыми днями. Но без фанатизма.
Т: - Это то, что ты хотел?
К: - Да.
Т: - Спасибо. Успехов.
- Можно было бы работать в этом случае с кинестетикой?
С теми ощущениями, что мы проверяли? Нет. Это мета-кинестетика. Оценка. Вы же для того, чтобы машина ехала быстрее, не станете просто подкручивать спидометр. Вот и здесь она нам нужна была только для оценки.
- Всегда ли стоит в этом случае делать навязчивой цель?
Лучше сделать навязчивыми и цель, и способ достижения.
- Если мы создадим навязчивость по отношению к цели, не возникнет сама навязчивость по отношению к процессу?
Не обязательно, хотя возможно. Можно навязчиво думать о цели, но при этом ничего не делать для её достижения. Так что лучше подстраховаться и сделать навязчивым и процесс достижения цели. Хотя в жизни сначала стоит проверить - может после создания навязчивой цели всё получится само. Здесь была демонстрация и я решил, что стоит показать полный процесс.
- А субмодальности навязчивости цели и процесса разве не одни и те же?
Не всегда. Что-то будет общее, но часто они различаются. Что и было во время этой демонстрации.
- Навязчивое поведение приятно?
Навязчивость не обязательно делает действие приятным. Скорее то, что нам сильно нравится, может стать навязчивым. Правда и это не обязательно. Навязчивое поведение может быть и нейтральным, и неприятным. Как многие курильщики говорят, что курить им не нравится и они не понимают, почему продолжают курить. Тут вопрос в реализации намерения и вторичных выгод - привлекательность способа не обязательно.
Но если вы создаёте полезную навязчивость - лучше сделать и цель притягательной, и её достижение приятным.
Определите (рабочую) цель, которую вы хотите получить. Достаточно ли вам важно достигнуть её?
выберите что-то, что вы хотели очень сильно получить (эталонная цель);
найдите субмодальные различия между образами рабочей и эталонной целей;
определите критическую субмодальность навязчивости цели и смените эту субмодальность рабочей цели;
проверьте, подходит ли уровень привлекательности рабочей цели - при необходимости уменьшите или увеличьте;
сделайте экологическую проверку.
Проверьте, появилась ли навязчвость у процесса достижения рабочей цели.
Если нет, создайте эту навязчивость:
определите процесс, при помощи которого вы считаете наиболее эффективным достижение этой цели (рабочий процесс);
найдите действие, по отношению к которому у вас есть или была навязчивость (эталонный процесс);
найдите критическую субмодальность навязчивости и смените эту субмодальность рабочего процесса;
проверьте, устраивает ли вас уровень привлекательности рабочего процесса - если нет, то отрегулируйте;
сделайте экологическую проверку.
Проверьте, работает ли изменение. Как вы теперь относитесь к цели и процессу её достижения? Насколько сильно вам хочется заняться этим?
Не повредит ли вам это изменение?
Посмотрите в своё будущее. Что там изменилось?
Статья:: Бросаем курить: использование техники "Взмах" при работе с навязчивостями
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов