Александр Любимов


Грязь - это нужное вещество в ненужном месте.

Один химик.

Навязчивость получается, когда человек что-то настолько сильно хочет, что контролирует себя с трудом или вообще практически не контролирует. Навязчивым часто бывает курение, азартные и компьютерные игры и переедание.

Но навязчивость - это не всегда «плохо». Во многих случаях навязчивость позволяет более эффективно достигать целей. Например, у маленьких детей и полиглотов обучение языку часто имеет навязчивый характер. Навязчивость часто бывает полезна при написании статей и картин, создании навыка или улучшении результата в спорте.

Если вы хотите выучить язык, лучше вам сделать его изучение достаточно «навязчивым» - тогда вы намного быстрее добьётесь результата.

Вот о создании таких «полезных» навязчивостей мы здесь и поговорим.

Картина «Устный счет» Богданова-Бельского

Навязчивости - чуть подробнее

В определённом смысле навязчивость – «фобия наоборот». То есть «ЭТО» человек хочет в любом контексте и справиться с этим желанием ему крайне трудно, а порой и невозможно. Обычно появление такой «плохой» навязчивости связано либо с тем, что действие либо является единственным способом удовлетворения важного намерения, либо крайне эффективным способом удовлетворения большого количества вторичных выгод .

Навязчивым может стать практически любое действие, но наиболее часто встречающиеся связаны с:

  • курением;
  • перееданием;
  • азартными играми;
  • компьютерными играми;
  • социальными сетями;
  • алкоголем;

А проявляется навязчивость в том, что «это поведение» хочется и хочется повторять, и справиться с этим желанием крайне сложно.

Заядлый курильщик выбегает курить каждые полтора-два часа, а если курить не получается, чувствует себя крайне некомфортно.

Или навязчивое желание постоянно проверять соцсети - что там нового написали, сколько лайков набрала моя фоточка. И проверять хочется каждые десять минут - а вдруг что пропущу.

Как описывал один компьютерный игрок: «Навязчивость - это когда ночью встал попить воды, а в восемь утра обнаружил себя у компа, играющим в танки (доту, тетрис, call of duty, portal)»

При этом нужно понимать, что курить или играть в компьютерные игры можно и без навязчивости, вопрос только в отношении к процессу – если человек действительно контролирует себя и может легко перестать это делать, то о навязчивости речи не идёт. А вот если, даже не смотря на уверения, что он легко может бросить курить/пить/играть, бросить не получается – это, скорее всего, навязчивость.

Поэтому обычно людей часто волнует, как навязчивости убирать. Потому что многие навязчивости хотя и связаны с получением удовольствия, но имеют неприятные последствия.

Например, неудержимое поедание сладостей, приводящее к нарушению обмена веществ, росту веса и кариесу. Или курение – крайне эффективный и надёжный способ отвлечься и получить удовольствие. Но вот последствия… Проблемы со здоровьем, неприятие определённой частью общества, страдания от невозможности покурить, например, в самолете, ну и так далее, дополните сами.

Плюс потеря контроля над собственной жизнью. Вроде бы твердо решил каждый вечер бегать трусцой, и вдруг обнаружил, что уже полночь, а ты все еще в Интернете.

- Так как мне бросить курить? – спросите вы.
- А мне переедать? – добавит ваша жена.
- А мне, наконец, прекратить играть в Майнкрафт? – скажет ваш сын.
Хочу вас порадовать. Это может быть довольно просто. Если вы, конечно, действительно этого хотите. Про это будет в следующей главе, про технику «Взмах».

В то же время навязчивость может быть крайне полезным и эффективным способом поведения. Например, у детей, особенно у самых маленьких, есть очень сильная навязчивость к обучению: сначала они учатся держать голову, потом переворачиваться, затем ползать. Вы видели когда-нибудь, как вскакивает малыш, научившийся вставать в кроватке? Его будто пружина какая-то выталкивает вверх, и он стоит, пока хватает сил, падает, и тут же вскакивает снова. Посмотрите на ребенка, который изо дня в день, не смотря на то, что он регулярно падает и отбивает себе всякие места, пытается встать и идти.

Хотели бы вы чего-то достигать с таким же упорством? Чтобы ни смотря на трудности и препятствия, всё так же стремиться к своей цели?

Навязчивость – это просто такой механизм. Если его использовать неправильно – он может очень сильно отравить жизнь. А если с толком – очень даже облегчить. Важно научиться им правильно пользоваться.

Так что сегодня мы научимся навязчивости создавать.

Создание полезной навязчивости

- Но ведь создавая навязчивость, мы уменьшаем количество выборов!? Разве это полезно?

Здесь у вас всегда есть главный выбор: вы можете иметь навязчивость или не иметь. Так что выбор остаётся.

Просто в некоторых случаях полезным оказывается как раз определённое ограничение выборов. Например, так часто работает внушение - количество выборов уменьшается и остаются только нужные. Раньше мог ложиться спать перед работой и в час, и в три ночи, а теперь «полезное ограничение» - не позже одиннадцати вечера.

Как я уже писал, навязчивости могут быть весьма полезны. Они эффективно могут заменять мотивацию - не надо теперь всех этих мыслей об ужасных последствиях пропущенного занятия по фитнесу. Наоборот, теперь нужно себя скорее ограничивать в своём стремлении заниматься спортом.

Выбор при создании навязчивости ещё будет связан и с её сроками - пока пишу статью, рисую картину, учу язык, - и с её интенсивностью. Слишком сильная навязчивость может «подчинить» вашу жизнь. Наверно не стоит её делать так, что если у вас навязчивость к обучению, то вы не спите и не едите, а только учитесь, учитесь, учитесь… Так что экология, экология и ещё раз экология.

Например, если вы готовитесь к экзаменам, весьма полезно в течение этого времени иметь навязчивое желание хорошо изучить предмет.

Если вы учите иностранный язык навязчивость будет весьма кстати - чтобы не заставлять себя что-то делать, а просто предвкушать следующее занятие.

Вы пишите книгу, статью, придумываете слоган - навязчивость поможет вам это сделать быстрее, эффективнее и не отвлекаться в процессе.

Вы можете сделать навязчивым не только поведение, но и саму цель. Это даст вам гибкость в поведении, но вас очень тянет «конечный результат». Так обычно происходит у гениев: у них часто крайне навязчивые цели…

- Когда полезно иметь навязчивость к процессу, а когда к цели?

Чаще бывает полезно иметь и ту, и ту навязчивость. Но если поделить: навязчивость к процессу крайне полезна, когда вам нужно что-то долго делать: писать реферат, чинить машину, шить костюм. Если поведение навязчиво, вы можете им долго и с удовольствием заниматься. Навязчивость исключительно по отношению к цели полезно иметь, когда желательно иметь большой выбор в вариантах поведения, но точную конечную цель. Например, придумать новый рекламный слоган или бизнес-идею.

Демонстрация

Тренер: - Кому срочно нужна «полезная» навязчивость?

Клиент: - Мне нужно писать диплом.

Т: - И что мешает тебе заняться этим?

К: - Я не могу себя заставить. Понимаю, что нужно это сделать, но надолго меня не хватает.

Т: - И тебе действительно важно написать диплом?

К: - Да, мне это действительно надо! [конгруэнтно].

Т: - Теперь подумай: если у тебя будет навязчивость «писать диплом», что ты потеряешь?

К: - Да много чего. Свободное время.

Т: - Что ещё?

К: - Расслабленность. Возможность заниматься ерундой.

Т: - Ты согласен с этой потерей?

К: - Да это особо и не потеря. Понятно, что дипломом надо заниматься. Сделаю – тогда и будет и свободное время, и всё остальное.

Т: - Так согласен или нет?

К: - Да, согласен.

Т: - Чего в жизни ты хотел очень, очень сильно. Ну вот просто ОЧЕНЬ!!!

К: - Свой собственный смартфон. Действительно очень хотел.

Т: - Вернись в то время, когда ты хотел этот смартфон. Как ты о нём думал? Ты его представлял, что-то говорил себе?

К: - Я его вижу, как он у меня в руках.

Т: - Это ассоциированная картинка?

К: - Да, я вижу своими глазами.

Т: - А какие ещё субмодальности у этой картинки?

К: - Она яркая, смартфон немного размытый, фона нет. Звука нет.

Т: - Хорошо, давай немного отвлечёмся от смартфона. Как ты себе представляешь написанный диплом?

К: - Ну, папочка такая на столе лежит.

Т: - Если сравнить образ смартфона и образ диплома - какие отличия?

К: - Диплом дальше, я его не держу в руках, он такой серый и неприятный. Маленький какой-то - смартфон большой. И там фон есть - стол, какие-то бумажки ещё.

Т: - Хорошо, сделай сейчас так. Мысленно вырежи смартфон из пространства между руками и «отложи» куда-то в сторону - останется такая рамка в пространстве. В эту рамку вставь диплом - при этом её можно растянуть так, чтобы размер диплома был пропорционально больше размера смартфона. При этом руки тоже стоит развести на подходящее расстояние.

К: - Ух ты! Диплом сразу стал ярче и каким-то привлекательным. Обложка цвет поменяла.

Т: - И что ты сейчас думаешь о дипломе?

К: - Я хочу эту вещь! Не так сильно, как смартфон, но хочу.

Т: - Такой уровень привлекательности диплома тебе подходит? Это тебе не навредит?

К: - Ну может чуть поменьше.

Т: - Попробуй уменьшить привлекательность - попробуй отодвинуть или уменьшить картинку, уменьшить яркость. Поэкспериментируй.

К: - Яркость работает. Если чуть уменьшить - будет уровень привлекательности совсем правильный.

Т: - И такой уровень привлекательности тебя устраивает полностью? Не навредит тебе, если будешь думать о дипломе таким способом?

К: - С такой интенсивностью не навредит.

Т: - Отлично. Подумай сейчас о том, как ты будешь писать диплом. Как ты сейчас это воспринимаешь?

К: - Всё-равно писать его не хочется. Сам диплом хочется, а писать его нет. Когда думаю об этом - бр-р-р.

Т: - Мне бы хотелось, чтобы теперь ты нашёл то, чем тебя очень сильно тянет заниматься. Это могут быть компьютерные игры, чтение книг, просмотр фильмов. В крайнем случае – курение или переедание.

К: - Я что-то не могу придумать.

Т: - Это могло быть в прошлом. Например, купил новою книжку и тянет дочитать со страшной силой. Или новая компьютерная игра – тянет играть и играть дальше.

К: - Да, вспомнил. Года три назад, когда поставил себе на компьютер новую игру, сидел просто ночами.

Т: - Вернись на три года назад, когда ты только поставил себе на компьютер эту игру. Тебя к ней сильно тянет. Как ты о ней думаешь?

К: - Она у меня постоянно крутится в голове. И хочется постоянно думать о ней.

Т: - Как она там у тебя крутится? Ты её видишь?

К: - Да, есть картинка. Только экран монитора, больше ничего. По нему фигурки бегут. Всё такое яркое…

Т: - А звук есть?

К: - Звука нет. Только экран и всё.

Т: - Что ты чувствуешь, когда смотришь на эту картинку?

К: - Тянет. Хочется сесть за компьютер и играть дальше.

Т: - А где находится это ощущение?

К: - В районе солнечного сплетения. Такое тянущее ощущение. Сильное.

Т: - Хорошо. А теперь подумай о написании диплома. Как ты это воспринимаешь внутри себя?

К: - Это такая большая смутная картинка, там какие-то образы, экран компьютера.

Т: - Где расположена эта картинка?

К: - Вон там, вдалеке.

Т: - Она яркая?

К: - Нет. Смутная, тёмная.

Т: - А картинка игры где расположена?

К: - Вот здесь, прямо передо мной. Она достаточно большая и всё заслоняет.

Т: - Она яркая?

К: - Да, яркая, правда тоже смутная.

Т: - Фон есть?

К: - Нет, фона нет. Только экран монитора и больше ничего.

Т: - А на образе «пишу диплом»?

К: - Ну, там есть и компьютер, и какие-то листы.

Т: - Звук есть?

К: - Да, здесь я себе постоянно говорю, что надо писать и тому подобное.

Т: - Подведём итог на данный момент. Навязчивая картинка: ярче, расположена близко, фона нет, звука нет, кино.

К: - Да, правильно.

Т: - Давай попробуем изменить образ того, как ты пишешь диплом. Сделай его таким же ярким, как и образ игры.

К: - Становится просто более неприятно. И голос, который говорит, что я должен это делать, тоже становится громче.

Т: - Верни как было. Теперь приблизь и поставь картинку «пишу диплом» на то же самое место, чтобы она находилась перед тобой так же, как и картинка с игрой.

К: - Хочется отойти.

Т: - Сделай как было. Для тебя написание диплома – это образ компьютера, бумаг, что это в первую очередь?

К: - Это и бумаги, и экран компьютера.

Т: - Убери фон. Оставь только бумаги и экран компьютера.

К: - Можно бумаги переместить и поставить рядом с экраном?

Т: - Да, можно.

К: - Та-а-ак. Да. Получилось. Картинка как-то сама приблизилась и стала более яркой. И этот дурацкий голос исчез.

Т: - Как сейчас ты думаешь о «написании диплома»?

К: - Пора бы этим заняться.

Т: - Что ты чувствуешь, когда сейчас думаешь о «написании диплома»?

К: - Тянущее чувство. Похоже, как в случае с игрой, но не совсем такое. Но тоже тянет.

Т: - Тебя устраивает такая интенсивность? Или хочется усилить или ослабить?

К: - Думаю, это оптимальный результат - он меня вполне устраивает.

Т: - То есть такой уровень навязчивость «написания диплома» тебе подходит? Тебе не навредит, если ты будешь думать о написании диплома таким образом?

К: - Вполне устраивает. И не навредит.

Т: - Посмотри в свое будущее. Как то, что ты сделал сейчас, изменит его?

К: - Диплом пишу. Сижу и пишу целыми днями. Но без фанатизма.

Т: - Это то, что ты хотел?

К: - Да.

Т: - Спасибо. Успехов.

Комментарии

- Можно было бы работать в этом случае с кинестетикой?

С теми ощущениями, что мы проверяли? Нет. Это мета-кинестетика. Оценка. Вы же для того, чтобы машина ехала быстрее, не станете просто подкручивать спидометр. Вот и здесь она нам нужна была только для оценки.

- Всегда ли стоит в этом случае делать навязчивой цель?

Лучше сделать навязчивыми и цель, и способ достижения.

- Если мы создадим навязчивость по отношению к цели, не возникнет сама навязчивость по отношению к процессу?

Не обязательно, хотя возможно. Можно навязчиво думать о цели, но при этом ничего не делать для её достижения. Так что лучше подстраховаться и сделать навязчивым и процесс достижения цели. Хотя в жизни сначала стоит проверить - может после создания навязчивой цели всё получится само. Здесь была демонстрация и я решил, что стоит показать полный процесс.

- А субмодальности навязчивости цели и процесса разве не одни и те же?

Не всегда. Что-то будет общее, но часто они различаются. Что и было во время этой демонстрации.

- Навязчивое поведение приятно?

Навязчивость не обязательно делает действие приятным. Скорее то, что нам сильно нравится, может стать навязчивым. Правда и это не обязательно. Навязчивое поведение может быть и нейтральным, и неприятным. Как многие курильщики говорят, что курить им не нравится и они не понимают, почему продолжают курить. Тут вопрос в реализации намерения и вторичных выгод - привлекательность способа не обязательно.

Но если вы создаёте полезную навязчивость - лучше сделать и цель притягательной, и её достижение приятным.

По шагам

1. Важность цели

Определите (рабочую) цель, которую вы хотите получить. Достаточно ли вам важно достигнуть её?

2. Навязчивость цели

  • выберите что-то, что вы хотели очень сильно получить (эталонная цель);

  • найдите субмодальные различия между образами рабочей и эталонной целей;

  • определите критическую субмодальность навязчивости цели и смените эту субмодальность рабочей цели;

  • проверьте, подходит ли уровень привлекательности рабочей цели - при необходимости уменьшите или увеличьте;

  • сделайте экологическую проверку.

3. Навязчивость процесса

Проверьте, появилась ли навязчвость у процесса достижения рабочей цели.

Если нет, создайте эту навязчивость:

  • определите процесс, при помощи которого вы считаете наиболее эффективным достижение этой цели (рабочий процесс);

  • найдите действие, по отношению к которому у вас есть или была навязчивость (эталонный процесс);

  • найдите критическую субмодальность навязчивости и смените эту субмодальность рабочего процесса;

  • проверьте, устраивает ли вас уровень привлекательности рабочего процесса - если нет, то отрегулируйте;

  • сделайте экологическую проверку.

4. Проверка работоспособности

Проверьте, работает ли изменение. Как вы теперь относитесь к цели и процессу её достижения? Насколько сильно вам хочется заняться этим?

5. Экологическая проверка

Не повредит ли вам это изменение?

6. Привязка к будущему

Посмотрите в своё будущее. Что там изменилось?

ГДЕ ПРОХОДИМ

Тренинг "Успешное Мышление"

ПО ТЕМЕ

Глоссарий:: Навязчивость

Статья:: Бросаем курить: использование техники "Взмах" при работе с навязчивостями

Глоссарий:: Намерение

Глоссарий:: Вторичная выгода

Тренинг:: Успешное Мышление