76. Вторичные выгоды

Иногда поведение человека очень трудно изменить. И вроде бы и вреда от него много, и пользы особо никакой (то есть намерение не реализуется) - но вот никак не меняется. А как же базовая пресуппозиция НЛП о «лучшем варианте поведения из возможных»?

И вот тут будет полезно ещё одно важное в НЛП понятие - вторичные выгоды. Если намерение – это основная цель действия, то вторичные выгоды – это цели, которые человек удовлетворяет попутно, как "бонус".

И они в большинстве случаев не осознаются.

Например, курение. Которое так трудно бросить. Хотя вроде бы и удовольствие не очень большое (намерение), и человек понимает, что вредит здоровью (неэкологичные последствия), и вполне может подобрать себе другой более экологичный способ получения удовольствия. А вот не бросается никак. Это потому, что у курения часто куча этих самых вторичных выгод:

  • разбивка времени - сделал дело и покурил;

  • коммуникация - вышел покурить и пообщался;

  • занять время - делать особо нечего, куришь и чем-то занят;

  • стройность - куришь, жрёшь и не полнеешь;

  • отвлечение;

  • расслабление;

  • социальная подстройка - у нас в компании почти все курят;

  • выглядишь старше (хотя для некоторых это уже минус);

  • и вообще это круто - все брутальные мужики курят;

  • ...

Понятно, что это только некоторые возможные варианты - у каждого курильщика могут быть свои вторичные выгоды. И совершенно не обязательно так много. Тем более вторичных выгод у поведения может вообще не быть (хотя намерение у поведения есть всегда).

Например, у поедания конфет тоже есть вторичные выгоды (предположим, что удовольствие - это намерение). При их помощи можно:

  • снять стресса

  • получить быстрое чувство сытости;

  • поднять настроение;

  • занять время - чай с конфеткой;

  • наградить себя за выполненное дело;

  • коммуникация - сидим пьём чай вместе и беседуем;

  • сглаживание конфликтов - подношение конфет, как демонстрация дружелюбия;

Естественно, вторичные выгоды есть не только у вариантов поведения с неприятными последствиями. Даже у вполне считаемых полезными они могут быть. Например, человек ходит в фитнес-центр для поддержания здоровья (намерение) и попутно получает:

  • подтянутый внешний вид;

  • статус;

  • компанию;

  • уверенность в себе;

  • социальное одобрение;

  • хорошее самочувствие;

  • внимание противоположного пола;

  • тему для разговоров;

  • приятное времяпровождение;

  • высокую самооценку.

Вторичные выгоды - крайне важное понятие в НЛП. Именно наличие большого числа вторичных выгод во иногих случаях и создаёт трудности при изменении нежелательного поведения. Так что

для изменения поведения стоит выяснять не только намерение, но и вторичные выгоды.

При этом поведение может быть неэффективно, как способ реализации намерения, но как способ реализации вторичных выгод оно эффективно всегда. То есть у поведения намерение есть всегда, но не всегда при помощи этого поведения достигается; а вторичных выгод может не быть, но если есть - они всегда реализуются (при помощи этого поведения). Так что если мы хотим найти другое, более подходящее поведение, кроме того, что оно должно быть эффективным, надёжным, доступным и экологичным, нам нужно ещё определить, как удовлетворять вторичные выгоды.

Правда не обязательно, чтобы они удовлетворялись именно этим новым вариантом поведения - можно предложить несколько вариантов. Хотя это конечно было бы более элегантное решение.

Как определить вторичные выгоды

Вопросы для выявления вторичных выгод:

Что ещё [это] тебе даёт?
Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?

Учтите, что одно и то же поведение в различных контекстах может удовлетворять различные вторичные выгоды (впрочем, как и различные намерения). Так что если вы ищете вторичные выгоды для поведения, которое человек использует в большом количестве контекстов, вам необходимо будет исследовать каждый из них.

- Я много ем. [поведение]
- Зачем ты это делаешь?
- Для сытости.[намерение]
- Так это замечательно!
- Что же в этом хорошего - я полнею.
- А зачем тебе быть полной?
- Совершенно не за чем!

Здесь, судя по всему, «быть полной» не имеет намерения - это просто следствие переедания. Это не означает, что набор веса для других людей не может иметь намерения - например, боксёры могут набирать вес для боя или актёры для подходящей роли. Но у полноты может быть большое количество вторичных выгод - дальше мы рассмотрим именно их. А у переедания могут быть и другие вторичные выгоды.

- Ты уверена? Подумай, скорее всего ты наверняка от этого что-то получаешь.
- Ну-у-у. Когда я полная, я чувствую себя более уверенно.
- А как полнота помогает получить тебе это чувство?
- Ну, ко мне вряд ли будут подходить знакомиться - я не хочу, чтобы меня ревновал муж.
- А что для тебя означает, когда муж тебя не ревнует?
- Стабильные отношения. [вторичная выгода]
- А что ещё тебе даёт полнота?
- Я чувствую себя более крупной и думаю, что смогу справиться со сложной ситуацией.[вторичная выгода]
- А ещё?
- Чувство безопасности - я выгляжу человеком, который может дать отпор.[вторичная выгода]

Примеры вторичных выгод

Курение - облегчение знакомства: вышли покурить и разговорились [социальные контакты].

Сладкоежка - легко попросить прощения, угостив вкусным [внимание].

Веганство - есть, что обсудить с единомышленниками [принадлежность к группе], есть, что проповедовать [значимость].

Полнота - полные мужчины выглядят более солидно [безопасность, статус].

Домашнее животное - оправдание для отказа пойти на вечеринку или в гости [поддержание границ].

Выкладывание селфи в инстаграм - создание иллюзии насыщенной и интересной жизни [самоутверждение].

Болезнь сердца - бережное отношение со стороны родственников [внимание, уважение].

Упражнение «Определение вторичных выгод»

Напишите 5-7 различных вариантов поведения и сначала определите для каждого соответствующее намерение. Для этого задавайте себе вопросы:

- Зачем я это делаю?

- Что мне это даёт?

- К чему я стремлюсь в данном случае?

Помните, что намерение должно быть положительным для вас. Если вы нашли цель поведения, но эта цель не является приемлемой для вас – продолжайте задавать себе вопросы.

Например:

Чищу зубы по утрам - здоровье.

Грызу ногти - спокойствие.

Бегаю по утрам - бодрость.

Переедаю сладостей - удовольствие.

Перехожу улицу только на зелёный свет - безопасность.

После этого определите вторичные выгоды (если есть).

Грызу ногти - меня жалеют [внимание], выгляжу неухоженной и ранимой, безопасной для окружающих [спокойствие].

Бегаю по утрам - следую модному тренду [значимость], лучше выгляжу [уверенность в себе].

Переедаю сладостей - заедаю волнение [спокойствие].

Где проходим

Тренинг "Успешное Мышление"

По теме

51. Намерение

Модель НЛП:: Намерение и вторичные выгоды

Глоссарий:: Метарезультат

Глоссарий:: Намерение

Глоссарий:: Вторичная выгода

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

Тренинг:: Успешное Мышление


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top