Александр Любимов


Наверняка вы хоть раз задавались вопросом, а зачем вы что-либо делаете: ходите на работу, пьёте кофе, курите, злитесь на соседа, женитесь, покупаете новый смартфон, обижаетесь на подругу или валяетесь целый день в постели. Ну должна же быть какая-то цель у этих действий. Особенно у самых дурацких.

Люди вообще очень забавные существа – они считают, что у всего должна быть цель.

И, да! Такую цель действительно обычно можно найти практически для любых наших действий. И называется она в НЛП намерением.

Намерение – это цель, которая стоит за любым нашим поведением.

Что бы мы не делали - говорили, бегали, ругались, смотрели фильм - всё это служит определённой цели.

За каждым поведением стоит позитивное намерение

Есть даже соответствующая базовая пресуппозиция НЛП: «За любым поведением стоит позитивное намерение».

Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьём кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия»: истерики, депрессия, аллергии, опоздания на работу, курения - практически всегда есть позитивное намерение.

По крайней мере, так удобно думать (напоминаю, что в НЛП нет «истинных знаний», а есть только «полезные модели»). Потому что тогда это поведение можно научиться контролировать и изменять.

Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

Всё, что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.

Либо по-другому:

Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.

Критерии позитивного намерения

Естественно, не каждая цель является намерением. Есть набор правил, критериев, которым должно соответствовать намерение:

  • Это цель – то есть то, что человек хочет достигнуть. Отвечает на вопрос: «Чего ты хочешь?». И эта цель позитивно сформулирована - как то, что хочешь получить, а не то, чего хочешь избежать.
  • Это внутренняя цель – то есть касается внутреннего состояния или оценки человека. Например «заработать много денег» это способ достижения, поведение, а соответствующее намерение может быть «обеспеченность» или «богатство».
  • Это намерение для человека всегда позитивно - то есть человек оценивает эту цель как положительную и полезную для себя.

Зачем выяснять намерение

Намерение – одно из базовых понятий в НЛП. Умение выяснять намерение, а особенно разделять намерение и поведение, может быть полезным:

  • в коммуникации: более эффективно реагировать на намерение, а не на поведение;
  • в самоисследовании: знание собственных намерений позволяет понять, к чему же мы стремимся;
  • в консультировании: определить намерение необходимо в большинстве случаев работы с клиентом;
  • определение намерения обязательный шаг во многих техниках НЛП: «Генератор нового поведения», «Интеграция конфликтующих частей», «Взмах», «Шестишаговый рефрейминг», «Решение коммуникативной проблемы при помощи трёхпозиционного описания» и многих других;
  • для большей поведенческой гибкости - одно и то же намерение можно пытаться достигнуть разными способами, и зная намерение можно эти способы более эффективно подбирать.

Иногда даже просто выяснение намерения помогает человеку самостоятельно изменить проблемную ситуацию.

Как выяснить намерение

Для выяснения намерения приходится задавать вопросы (как себе, если выясняете собственное намерение, так и другому человеку – если выясняете его намерение):
- Зачем тебе это нужно?
- Что тебе это даст?
- Что ты от этого получишь?

- Для чего ты это делаешь?

Например:
- Я боюсь подойти к красивой девушке. [поведение]
- Зачем тебе нужен этот страх, что он тебе даёт?
- Ничего не даёт, только мешает.
- А если подумать, что-то он наверно тебе всё-таки даёт, зачем-то он тебе нужен? Может он защищает тебя от чего-то или мотивирует?
- Ну, я боюсь получить отказ.
- А что произойдёт, если тебе откажут?
- Я буду чувствовать неуверенность в себе. Так что получается, что страх позволяет мне оставаться уверенным в себе. [намерение]

Метарезультат

Но ведь у поведения может быть цель, которая не соответствует критериям намерения. Например, внешняя, вроде «заработать денег» или «съездить в Грецию». А может быть внутренняя, но негативная или неприемлемая: «отомстить», «уйти от проблем». Для таких целей тоже придумали термин: метарезультат!

Цель поведения, не отвечающую критериям намерения - то есть она внешняя и/или не позитивна для человека - называют метарезультатом.

Например:
- Я кричу на людей. [поведение]
- Зачем ты это делаешь?
- Я хочу, чтобы они испугались. [метарезультат]
- И что это тебе даст?
- Они будут меня бояться. [метарезультат]
- А зачем тебе, чтобы люди тебя боялись?
- Тогда они мне вряд ли навредят. [метарезультат]
- Ты не хочешь, чтобы люди тебе навредили. А чего ты хочешь в таком случае?
- Чтобы они вели себя тихо. [метарезультат]
- А зачем тебе, чтобы они тихо себя вели?
- Это даёт мне уверенность. [намерение]

Различие между намерением и поведением

Намерение – это внутренняя позитивная цель, поведение – это попытка достигнуть этой цели.

Обратите внимание на слово попытка – зачастую способ, при помощи которого человек пытается достигнуть своей цели, может быть совершенно неэффективным. Например, демонстрация обиды зачастую является весьма неудачной попыткой получения одобрения.

Грамматически.

Намерение отвечает на вопрос «зачем?» и в большинстве случаев описывается номинализацией или фразой с номинализацией:

Напоминаю, что номинализация – это слово, обозначающее «овеществлённый процесс»: дружба вместо дружить, разговор вместо разговаривать, жалость вместо жалеть.
  • получение удовольствия;
  • одобрение;
  • подтверждение любви;
  • спокойствие;
  • получение информации.

Поведение же отвечает на вопрос «как?», «каким способом?» и чаще всего выражается фразой с глаголом:

  • приходить вовремя;
  • строгать;
  • удивляться;
  • тщательно подбирать слова;
  • грызть ногти;
  • быстро перебегать дорогу.

НО! Поведение в некоторых случаях тоже может описываться и фразой с номинализацией:

  • обида;
  • возмущение;
  • демонстрация эмоций;
  • изменение.

Так что ещё можно различать поведение и намерение по смыслу:

когда мы думаем о чём-то, как о цели, которой хотим достигнуть – это намерение или метарезультат;
когда мы думаем о чём-то, как о способе достижения цели – это поведение.

Намерение намерения

Но намерение тоже может быть всего-лишь способом реализации намерения более высокого уровня (о как!). И к любому намерению можно задать вопрос: «что это тебе даёт?» или аналогичный, и получить намерение более высокого уровня.
- Я обижаюсь на мужа. [поведение]
- Зачем вы это делаете?
- Я хочу, чтобы он начал меня слушать. [метарезультат]
- А зачем вам, чтобы муж вас слушал?
- Если он меня не слушает – это означает, что я ему безразлична.
- А если он вас слушает?
- Если он меня слушает – значит я для него важна. [намерение]
- То есть вы кричите на мужа, чтобы он показал, что вы важны для него?
- Да.
- А что лично вам даст то, что он показывает, что вы для него важны?
- Это означает, что он меня любит. [намерение более высокого уровня]
- А зачем вам, чтобы он вас любил?
- Это даёт мне уверенность в себе. [намерение более высокого уровня]
- А если вы будете уверены в себе целиком и полностью – к чему вы будете стремиться более важному?
- К гармонии, наверное. [намерение более высокого уровня]

Терминальные и инструментальные ценности

Если задавать человеку только вопросы о смысле («что это значит?», «зачем это нужно?» и т.д.), он доходит до какого-то намерения и зависает. Не может определить, какое значение у этого намерения, и часто сообщает, что это «важно само по себе». То есть это не для чего-то, а «конечная цель». Так вот. Это признак так называемой «терминальной» или «конечной» ценности.

В принципе, намерение – это желание (потребность) удовлетворить какую-то ценность.

Ценности тоже наши внутренние цели, просто более глобальные и стабильные. И если важность ценностей меняется долго и трудно, то важность намерений меняется очень легко и динамично: долго не ел – важность намерения «сытость» сильно возросла, - поел - и важность «сытости» взяла и уменьшилась.

А ценности можно разделить на ценности-средства и ценности-цели.

Существует популярный тест ценностных ориентаций американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это как раз наука о ценностях). Он как раз делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Признаки терминальной ценности

Человек не может (состояние «удивления» - вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния «значение есть - найти не могу») найти ответа на вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что это для тебя обозначает?

Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».

Выяснение более важной ценности

Карта ценностей

Пример цепочки ценностей.

Но то, что ценность терминальная, ещё не означает, что ничего более важного нет. Просто для выяснения более важного нужно задавать уже другие вопросы:

- Если ты получишь [это] целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

- Что для тебя более важно чем [это]?

- Если ты владеешь [этим] совершенно и полностью, что ты хочешь, имея [это], еще более важное?

[это]: намерение из предшествующего шага.

Наиболее пытливые умы задаются вопросом: «А что же там в конце?» и «Существует ли конец?». Ответ положительный. Если достаточно долго задавать все эти вопросы, можно прийти к так называемым «сущностным состояниям». Это конечные (терминальные) ценности, для которых не существует каких-то более важных ценностей. То есть всё, конец пути. Обычно у человека их не более пяти, и описывают их как «полная гармония», «тотальное спокойствие», «единение». Но это уже совсем другая история.

Упражнения

Упражнение «Определение намерения»

Напишите 5-7 различных вариантов поведения и определите для каждого соответствующее намерение. Для этого задавайте себе вопросы:

- Зачем я это делаю?

- Что мне это даёт?

- К чему я стремлюсь в данном случае?

Помните, что намерение должно быть положительным для вас. Если вы нашли цель поведения, но эта цель не является приемлемой для вас – продолжайте задавать вопросы.

Например:

Поведение

Намерение

Чищу зубы по утрам

Здоровье

Грызу ногти

Спокойствие

Бегаю по утрам

Бодрость

Переедаю шоколада

Удовольствие

Перехожу улицу только на зелёный свет

Безопасность

Упражнение «Построение цепочки намерений»

Возьмите три различных варианта поведения и простройте для каждого цепочки намерений на 3-4 шага «вглубь».

При поиске намерения следующего уровня, кроме вопросов:

- Зачем я это делаю?

- Что мне это даёт?

- К чему я стремлюсь в данном случае?

можно задавать и другие:

- Если я получу [это] целиком и полностью, к чему я буду стремиться следующему?

- Что для меня более важно чем [это]?

- Если у меня будет [это], что я буду хотеть более важное?

[это] – намерение из предыдущего шага.

Например:

Бегаю по утрам >> снять внутреннее напряжение >> хорошее самочувствие >> бодрость >> уверенность в себе >> расслабленность >> внутреннее спокойствие.

Упражнение «Различные способы реализации намерения»

Возьмите 5-7 своих намерений и для каждого распишите не менее трех способов достижения.

Спокойствие:

- полежать почитать книжку;

- расслабиться и выровнять дыхание;

- горячий душ;

- пятиминутная медитация вечером.

В этом упражнение не требуется подобрать варианты поведения, которые вы сможете тут же воплотить в жизнь – здесь, в первую очередь, важно расширение кругозора.

Упражнение «Подходящее поведение»

Вообще говоря, подходящее поведение должно удовлетворять следующим критериям. Оно должно быть:

  • эффективным – позволяет достигать поставленной цели;
  • надёжным – это происходит регулярно, а не изредка;
  • доступным – это можно легко получить или использовать;
  • экологичным – последствия этого действия для вас приемлемы.

Например, курение для получение удовольствия эффективно, надёжно и доступно, но достаточно неэкологично – портит здоровье.

Игра в казино как способ обогащения – эффективно, относительно доступно, более-менее экологично, но обычно совершенно не надёжно.

Получасовая прогулка по лесу как способ успокоиться – эффективно, надёжно, экологична, но, в большинстве случаев, не доступно (например, во время экзамена в институт).

Для каждого из намерений из предыдущего упражнения, возьмите по три контекста в которых у вас есть потребность удовлетворить это намерение и найдите как минимум одно поведение, которое удовлетворяло бы всем четырём критериям: эффективность, надёжность, доступность, экологичность.

Намерение: спокойствие.

Контекст: вечер, после работы.

Поведение: горячий душ, полежать почитать книжку.

Контекст: разговор с начальником.

Поведение: предварительное расслабление и контроль дыхания.

Контекст: знакомство с девушкой на улице.

Поведение: расслабленное весёлое состояние, пофигизм по отношению к возможности отказа.

По теме

Модель НЛП:: Намерение и вторичные выгоды

Глоссарий:: Метарезультат

Глоссарий:: Намерение

Глоссарий:: Вторичная выгода

МК:: 14-е занятие. Намерение, поведение, значение

УМ:: 11-е занятие: Намерение и вторичные выгоды

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

Тренинг:: Успешное Мышление

  

Поделиться ссылкой: