Убеждения условно можно разделить на две группы:
Это убеждения о «правилах взаимодействия с ценностями/антиценностями». Так как ценности весьма общие понятия, то и убеждения тоже описывают довольно большие обобщения.
- Для успеха нужно много работать. [для получения ценности «успех» необходимо «много работать»]
- Деньги - признак успешного бизнеса. [наличие «денег» является критерием «успешного бизнеса»]
- Рак приводит к смерти. [«рак» приводит к достижению антиценности «смерть»]
- Свобода - это возможность быть тем, кем ты хочешь. [определение ценности «свобода»]
Эти убеждения описывают, что нужно сделать, чтобы удовлетворить ценность и что будет, если ты эту ценность получишь. Например, ценность «популярность».
Причина: «Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать».
Следствие: «Популярность приводит к потере здравого смысла».
Характерным признаком этого типа убеждений является наличие последовательности - одно наступает после другого: «алкоголизм приводит к смерти», «любовь вызывает счастье».
Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?) и определении (что это такое?).
Критерии: «Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен».
Убеждения о критериях обычно предполагают, что должны выполнится все критерии: «Успех – это когда у тебя много денег, тебя все уважают и завидуют» и если хотя бы один из критериев не сработал, то ценность не достигнута. Мы уже тренировались выяснять критерии на 36 занятии, которое так и называлось: «Выявление критериев».
Определение: «Популярность – это когда ты находишься в центре внимания».
Как понятно из названия, это убеждение «поясняет», чем является ценность.
Убеждения об определении часто связывают ценности между собой: «Любовь - это счастье», «правда - это необходимость», и так далее.
Эти убеждения описывают, что чем является, что к какой категории относится.
Собственно, все утверждения вроде «я – гений», «она - красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю жареную картошку» - убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», блондинок в категорию «не нравится», а «жареную картошку» в категорию «люблю».
- Петров - успешный бизнесмен. [«Петров» входит в категорию «успешные бизнесмены»]
- «Мерседес» выпускает хорошие машины. [машины фирмы «Мерседес» входя в категорию «хорошие машины»]
- Я недостоин счастья. [«Я» не вхожу в категорию «достойные счастья»]
- Здоровье - это важно. [ «Здоровье» входит в категорию «важно»]
Наиболее важными среди этого типа убеждений будут убеждения об идентичности: «Я - хороший пловец».
Обратите внимание, если человек отнёс себя к категории (идентичность), то формально все убеждения о данной ценности должны быть выполнены:
- Я - хороший пловец, так как много тренировался. [причина]
- Я - хороший пловец, поэтому меня приглашают на важные соревнования. [следствие]
- Я - хороший пловец, так как могу проплыть стометровку и не запыхаться. [критерии]
- Я - хороший пловец, это значит, что я плаваю лучше большинства других людей. [определение]
Но в реальности часто всё не совсем так - и это можно использовать для изменения или усиления убеждения.
Определите, к каким типам относятся убеждения.
Семья - это место, где ты можешь быть счастливым.
определение
Мужчина должен много работать, чтобы содержать семью.
причина
Я умный человек, потому что читаю много книг.
идентичность
Если у тебя есть хорошая работа, семья и свой дом - то ты счастлив.
критерии
Я - успешная женщина, так как многого достигла.
идентичность
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов