Александр Любимов


Эдвард Мунк. Крик

Эдвард Мунк. Крик

Все мы иногда чего-то боимся. Но страхи бывают поменьше и побольше, полезные и не очень. Сильные неконтролируемые страхи обычно относятся к не слишком полезным.

Фобия - непреодолимый навязчивый страх (определение).
Фобия - это навязчивость наоборот. Или навязчивость - фобия наоборот.

И тут небольшое отступление. В НЛП различают фобии и страхи - по способу появления.

Здесь мы не будем говорить о панических расстройствах, неврозах и т.п. - это отдельные темы. И требуют отдельного подхода.

Фобическая реакция – пример «мгновенного» научения. За ней обычно стоит какой-то пережитый сенсорный опыт: собака зарычала – напугался – теперь пугаюсь постоянно.

Для выживания в дикой природе фобии могут быть весьма полезны и помогают избегать опасностей - паук укусил и ты быстро научился быть внимательным и к таким паукам не приближаться. Достаточно древний и эффективный механизм. Но в современном мире большая часть фобий скорее мешают выживанию, чем помогают - так что от них лучше избавляться.

Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а «предположение» о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне такой сильный страх.

У меня была клиентка, которая боялась ездить на общественном транспорте. Как она рассказывала, когда она ехала на метро на станции «Университет» зашёл «странный молодой человек», пристально на неё посмотрел и сказал: «У тебя что-то с сердцем». И… Сначала она испытывала страх, проезжая станцию «Университет». Потом и ближайшие станции. Потом стала бояться ездить по всей ветке метро. Потом вообще ездить на метро. А вот когда она начала бояться ездить вообще на общественном транспорте, ей посоветовали обратиться ко мне. История заканчивается хорошо - страх я ей убрал.

В принципе, можно научиться бояться практически чего угодно: высоты, полётов на самолёте, медведей, микробов, спорта, чтения, замкнутых пространств, людей, лифтов, потери телефона или ответственности. Вот например список настолько популярных страхов, что им даже дали собственные красивые научные названия:

агорафобия – страх открытого пространства;

акнефобия - страх перед появлением на коже угрей;

апейрофобия - страх перед бесконечностью;

арахнофобия – страх перед пауками;

бромгидрофобия - боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;

винофобия - навязчивый страх употреблять вино;

гидрофобия – боязнь воды;

гленофобия - боязнь взгляда куклы;

интимофобия - страх перед выключением осветительных приборов;

канцерофобия – страх заболеть раком;

кейрофобия - навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;

клаустрофобия – страх закрытых помещений;

ксенофобия – страх незнакомого;

мизофобия – боязнь загрязнения;

микрофобия - страх маленьких предметов;

никтофобия – страх темноты;

омброфобия - боязнь попасть под дождь;

охлофобия - боязнь скопления людей, толпы;

тениофобия - боязнь заразиться глистами;

теофобия - боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;

харпаксофобия - боязнь разбойников;

хипенгиофобия - боязнь ответственности;

фотофобия – страх света;

эрейтофобия – страх покраснеть;

эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.

Список фобий/страхов с названиями очень большой - это только его малая часть. Как я уже сказал, научиться бояться можно практически чего угодно.

При этом страхи появляются и исчезают: скорее всего в детстве вы чего-то боялись, о чём сейчас даже не вспоминаете. То есть у нас есть стратегии как создания, так и избавления от страхов/фобий.

Страх - нормальная человеческая эмоция.

Нужно просто научиться правильно подбирать страхи под задачу: «правильный» страх весьма полезен.

Под «правильным» я подразумеваю подходящего размера и по подходящему поводу.

Есть вещи которых вообще не стоит бояться - ничего полезного в этом нет, вроде «взгляда куклы». И эти страхи/фобии стоит просто убрать.

Но многие страхи/опасения полезны.

Страх «правильного» размера помогает нам быть бдительными и не делать опасных вещей.

Если вы переходите дорогу, опасение скорее всего будет полезно и заставит вас смотреть по сторонам и не бросаться под машины, умеренный страх огня напомнит вам, что не надо совать руки в костёр, а оптимальный страх высоты заставит вас сохранять бдительность на узкой горной тропинке.

Но иногда «слишком много» - то есть в ситуации его «в принципе» иметь стоит, но не такого размера. Сильный страх переходить дорогу может заставить человека «застыть» на половине пути, фобия огня помешать выбраться при пожаре, а страх высоты - подниматься по лестнице. Фобии или страхи могут быть столь интенсивными, что человек организует свою жизнь под них: подбирает работу, чтобы не летать на самолёте, постоянно моет руки и убирается в доме, практически не общается с людьми или боится выходить из дому.

Чтобы подобрать подходящий размер слабого страха, можно использовать довольно много техник, которые мы прошли: «Размер переживания», «Интеграция якорей», «EMDR». А вот как убирать сильные страхи - это ниже.

Быстрое лечение фобий

Не смотря на название, эта техника

может разрушать якоря на любые сильные переживания: страх, злость, восторг, влюблённость, ненависть,

а не только фобии и страхи.

Ричард Бендлер как-то описывал, как придумал эту технику. В классической психотерапии если у вас есть психическое заболевание, вам нужно найти еще десяток - сотню таких же и изучить. Но Бендлер учился у Милтона Эриксона, а тот предлагал действовать наоборот – найти тех, кто с таким заболеванием справился самостоятельно и выяснить, как они это сделали. Вот Бендлер как раз и нашёл пару таких умельцев, справившихся с собственной фобией, смоделировал их и оп-па – у нас есть техника «Быстрое лечение фобий».

Многомерная диссоциация

Для выполнения техники «Быстрое лечение фобий» нужен один полезный навык: многомерная диссоциация. Я его уже описывал, но могу ещё раз повторить. Мы можем наблюдать за собой – видеть себя в ситуации со стороны – это одномерная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой – это уже двойная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой, наблюдающим за собой – это уже тройная диссоциация.

Многомерная диссоциация

Это всё конечно кажется извращением ума,

но при каждом следующем уровне диссоциации, степень вовлечённость в ситуацию уменьшается.

Так что если вам нужно уменьшить переживания от события, но при этом каким-то образом вспомнить о нём – двух-трёхмерная диссоциация может быть весьма полезной.

Анекдот в тему. Объявление в публичном доме:
«Женщина – 100$. Подглядывание – 200$. Подглядывание за подглядывающим – 400$.”

По шагам

Для выполнения техники вам нужно будет сделать несколько вещей: поставить себе сильный положительный якорь, сделать фильм про объект состояния и научиться его быстро проматывать вперёд и назад, ассоциироваться в этот фильм и пройти ситуацию изнутри задом-наперёд. То есть нужны навыки:

  • умение многомерной диссоциации и диссоциированного просмотр событий задом на перёд;
  • ассоциированное проживание события в обратном порядке;
  • быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.

А теперь подробнее.

0. С чем работаем

Определите, якорь на какое состояние вы хотите разрушить – я его буду обозначать Я.

При этом помните, что разрушается только якорь, состояния как были, так и остаются – то есть, если разрушить якорь на ненависть, то исчезнет ненависть к конкретному «объекту», но способность испытывать ненависть никуда не денется.

С собой можно работать с якорями практически на любые сильные состояния, как положительные, так и отрицательные: влюблённость, злость, восхищение, восторг, злость, ненависть. А вот если у вас что-нибудь «парализующее» - фобия, сильный страх, ужас – то тут уже потребуется оператор.

1. Создание мощного ресурсного якоря

Поставьте себе якорь на сильное положительное состояние или состояния: счастье, радость, спокойствие… Можно использовать набор состояний из «Круга совершенства». Главное условие: якорь должен быть кинестетический – сжатие кулака, прикосновение к бедру, соединение пальцев. Здесь он будет обозначен как Я+.

2. Диссоциация

На этом этапе вам нужно создать диссоциированный фильм об объекте, вызывающем состояние. Напоминаю, что диссоциированный – это такой, в котором вы видите себя со стороны.

а) 1-я ступень

Слайды №1 и №2

Вспомните два события – одно до «включения» Я, когда ещё всё хорошо, - и другое – после «выключения» Я, когда уже всё хорошо. Например, если вы на кого-то злитесь, то первое событие – когда вы ещё не злитесь, второе – когда вы уже не злитесь. Сделайте фотографии этих событий – чёрно-белую первого и цветную второго, будем их называть слайд №1 и слайд №2.

б) 2-я ступень

Двумерная диссоциация

Представьте, что вы сидите перед телевизором, по которому будут показывать фильм про вас. А теперь шагните ещё назад – и вы видите себя, сидящем перед телевизором, по которому показывают фильм про вас. И у вас в руках пульт от видеомагнитофона, в который вставлена кассета с записью этой ситуации – и вы можете ускорить её, замедлить, остановить или вообще выключить.

Можно взять любую другую метафору управления просмотром фильма – вы киномеханик в будке, вы смотрите фильм на экране и у вас пульт управления от проектора и т.д.

3. Быстрый просмотр черно-белого фильма

Запустите положительный ресурсный якорь Я+ и удерживайте его во время просмотра фильма.

Теперь можно собрать и весь фильм – начинаться он будет с чёрно-белой фотографии первой ситуации, слайда № 1,

потом чёрно-белый фильм про ситуацию с объектом, вызывающим нежелательное состояние Я,

последний кадр – цветная фотография второй ситуации, слайд № 2.

Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 – он цветной!

Находясь во 2-й ступени диссоциации просмотрите черно-белый фильм, удерживая якорь Я+, начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2. Просмотрите фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. Повторяйте просмотр до тех пор, пока не научитесь делать его очень быстро.

4. Разрушение паттерна

Разрушение паттерна

 

1. Запустите положительный ресурсный якорь Я+ и удерживайте его во время просмотра фильма.

2. Находясь во 2-й ступени диссоциации очень быстро просмотрите черно-белый фильм, от чёрно-белого слайда № 1 до цветного слайда №2.

3. После чего ассоциируйтесь с цветным слайдом №2 – то есть «войдите» в него.

4. После ассоциации со слайдом №2, быстро ассоциированно проживите все события задом на перёд от слайда №2 до черно-белого слайда №1.

5. Дойдя до слайда №1 вернитесь обратно во 2-ю ступень диссоциации.

6. После этого погасите экран.

Порядок просмотра:

Диссоциация

Черно-белое кино от слайда № 1 до слайда №2. Последний слайд цветной.

Ассоциация

Ассоциация в цветной слайд №2
Быстрый просмотр фильма задом наперед от слайда №2 до слайда №1

Диссоциация

Быстрая диссоциация
Экран гасится

Пройдите этот процесс несколько раз, пока не получится достаточно быстро.

5. Проверка работоспособности

Вспомните объект, раньше вызывавший нежелательное состояние и откалибруйте собственную реакцию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку. Если не сработало – вернитесь на первый шаг и пройдите процесс заново, при этом проверьте, что:

  • Проверьте Я+ - якорь должен быть достаточно «мощным» и его нужно удерживать во время каждого просмотра фильма.
  • Прокрутка фильма должна быть максимально быстрой.
  • Во время диссоциированного просмотра фильма вы находитесь во 2-й ступени диссоциации – видите себя, сидящего перед телевизором и смотрящего фильм про себя.
  • Перепроживание ситуации должно быть ассоциированным, очень быстрым и задом-наперёд.

6. Подстройка к будущему

Представьте себе возможную встречу в будущем с объектом нежелательного. Найдите точную сенсорной информацию о "критериях осторожности": как вы будете понимать, что ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

Демонстрация работы с негативными эмоциями

При работе с собой просто придётся регулярно переходить из состояния «Клиент» в состояние «Оператор». Этот вариант годится для работы с сильными эмоциями, вроде обиды, злости, влюблённости, раздражения и т.д.

В случае работы со страхами и фобиями, настойчиво рекомендую выполнять данную технику с Оператором.

Тренер: - С чем будем работать?

Клиент: - Злюсь.

Т: - На кого или что ты злишься?

К: - На себя я злюсь.

Т: - На себя вообще или на себя в какой-то ситуации?

К: - Была ситуации, где я мог бы поступить по другому. Но не поступил. И из-за этого до сих пор на себя злюсь.

Т: - Давно это было?

К: - Несколько лет назад.

Т: - И до сих пор злишься?

К: - Да.

Т: - А как ты узнаёшь, что пора вспомнить об этой ситуации.

К: - Когда попадаю в похожую ситуацию – вспоминаю, вот я как-то облажался.

Т: - Как ты думаешь – зачем ты злишься на себя, какой в этом смысл?

К: - Может быть это и имело смысл в том, чтобы в другой раз по-другому поступить. Но я вроде как всё понял и действую нормально, а злость не уходит.

Т: - А если злиться перестанешь – это тебе никак не повредит?

К: - Я уже думал – нет, не повредит.

Т: - Хорошо. То есть ты готов прямо сейчас от этого избавиться?

К: - Да. Готов.

Т: - Отлично. Тогда для начала нужно, чтобы ты установил себе мощный положительный якорь. Какие состояния подошли бы для изменения оценки этой ситуации?

К: - Спокойствие, уверенность, радость.

Т: - Что бы ты предпочёл использовать как триггер для якоря?

К: - Якорь должен быть кинестетическим?

Т: - Да, только кинестетическим.

К: - Тогда пусть будет сжатие левой руки в кулак.

Т: - Замечательно. Теперь сделай следующее – вызываешь состояние спокойствия, доводишь до максимума, ставишь якорь. Аналогично с радостью и уверенностью. потом проверь насколько хорошо это всё работает.

К: - Сделал.

Т: - Отлично. Этот якорь нам будет нужен в дальнейшем. Теперь выбери две ситуации – одна, до того, как ты начинаешь на себя злиться и ещё чувствуешь себя хорошо, вторая – после того, как злиться закончил, и уже чувствуешь себя хорошо.

К: - Это события, которые были до и после ситуации, на которую я злюсь?

Т: - Нет, это события которые были до и после того, как ты вспоминаешь ситуацию, на которую злишься.

К: - Да, вспомнил.

Т: - Теперь сделай фотографии первой и второй ситуаций. Фотографию первой ситуации сделай чёрно-белой, второй – цветной. И давай так, чтобы не путаться будем называть их слайд один – это фотография первой ситуации, - и слайд два. И – важно – на этих ситуациях ты видишь себя со стороны.

К: - Да. Сделал.

Т: - Хорошо. Представь, что ты сидишь перед телевизором, на котором тебе демонстрируют последовательно эти слайды.

К: - Представил.

Т: - А теперь представь, что ты стоишь у себя за спиной – то есть видишь себя сидящим перед телевизором – и у тебя в руках пульт от видеомагнитофона, с которого идёт сигнал на телевизор. И ты можешь ускорить запись, остановить, выключить – то есть полностью ею управляешь. Попробуй.

К: - Да, я представил.

Т: - Запускай свой ресурсный якорь – сожми левую руку в кулак. И между первым и вторым слайдом вставь в запись фильм о ситуации, на которую ты злишься.

К: - Сделал.

Т: - Отлично. Теперь ты делаешь следующее: удерживая ресурсный якорь ты просматриваешь фильм, который состоит из первого чёрно-белого слайда номер один, фильма про проблемную ситуацию и заканчивается цветным слайдом номер два. После чего ты гасишь экран. Ты повторишь этот процесс несколько раз, с каждым разом делая его всё быстрее и быстрее, пока не получится сделать просмотр максимально быстрым.

К: - Фильм со звуком?

Т: - Немой. Но ты можешь на заднем плане пустить какую-нибудь весёлую музыку – знаешь, как в итальянских комедиях. Или в немых комедиях.

К: - Да, сделал.

Т: - Следующий шаг – ты просматриваешь быстро этот фильм, как сейчас просматривал, а потом прыгаешь в цветной слайд и ассоциированно проходишь фильм задом наперёд. Когда достигаешь слайда один – выпрыгиваешь обратно в позицию с пультом и гасишь экран. Повторяешь это, увеличивая скорость, пока не получится максимально быстро. Во время всего процесса удерживаешь ресурсный якорь.

К: - Звук там есть?

Т: - Если только музыка от итальянской комедии.

К: - Сделал.

Т: - Замечательно. Давай проверим, насколько хорошо сработало – вспомни ситуацию, в которой ты раньше на себя злился.

К: - Она и не вспоминается теперь. Что-то смутное и нейтральное.

Т: - То есть злости больше нет?

К: - По крайней мере я её не чувствую.

Т: - Отлично. Представь себя в трёх-четырёх ситуациях в будущем, когда ты раньше начинал вспоминать эту ситуацию. Что там изменилось.

К: - Что-то я её там больше не вспоминаю – просто действую нормально и всё.

Т: - Это то, что ты хотел?

К: - Да, вполне.

Т: - Спасибо

Демонстрация работы с фобиями и страхами

В случае работы со страхами и фобиями, настойчиво рекомендую выполнять данную технику с Оператором.

Тренер: - Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.

Клиент: - Я боюсь машин.

Т: - И давно это у тебя?

К: - Около года.

Т: - Оля, а насколько сильно ты их боишься?

К: - Я стараюсь на них не ездить.

Т: - А как же ты сюда добралась?

К: - На метро.

Т: - То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?

К: - Не столько ездить - я к ним и подходить опасаюсь.

Т: - А автобусы, троллейбусы, трамваи?

К: - С ними всё нормально.

Т: - Грузовики?

К: - Тоже всё нормально.

Т: - И давно это у тебя?

К: - Около года.

Т: - Итак, правильно ли я понимаю ситуацию – ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?

К: - Да, я хочу это изменить.

Т: - А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?

К: - Я боюсь именно подойти к ним. [Тренер устанавливает К якорь Я-]. Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.

Т: - Хорошо. Посмотри вокруг. [Проверяет якорь Я-]. Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … [Ставит К якорь Я+] Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. [Проверяет якорь Я+]. Что это было?

К: - Я бы назвала это комфортом.

Т: - Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать – что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?

К: - Ну. Я … Они могут тебя сбить.

Т: - То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.

К: - Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.

Т: - Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?

К: - Первое, что приходит в голову – я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.

Т: - И что это такое для тебя – когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?

К: - Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.

Т: - Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?

К: - Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.

Т: - И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?

К: - Это понятно – безопасность.

Т: - Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?

К: - Нет, это наверно всё.

Т: - А может тогда всё так и оставим – столько пользы?

К: - А можно пользу оставить, а страх убрать?

Т: - Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?

К: - Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков – это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят – это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.

Т: - Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.

Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.

К: - Когда сюда шла – я боялась переходить улицу.

Т: - Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.

К: - Да, я иду от метро.

Т: - Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.

К: - Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.

Т: - Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.

К: - Да. Вхожу в здание.

Т: - Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.

К: - Да, есть.

Т: - Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.

К: - Да, представила.

Т: - А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.

К: - Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?

Т: - Да, именно так.

К: - Да, представила.

Т: - Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.

К: - Попробовала.

Т: - Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. [Воспроизводит и удерживает Я+]. Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?

К: - Да.

Т: - Запускай.

К: - Да, просмотрела.

Т: - [Снимает Я+] Насколько комфортно тебе было смотреть?

К: - Достаточно. Но немного чувствовался страх.

Т: - А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию [воспроизводит Я+]

К: - Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.

Т: - Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. [Устанавливает Я+]. Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. [Устанавливает Я+]. Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. [Устанавливает Я+]. Отлично. Давай посмотрим, что получилось. [Воспроизводит Я+]. Как тебе это теперь?

К: - Ух. Хорошо.

Т: - Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик – и ты входишь в здание.

К: - Да, просмотрела.

Т: - [Снимает Я+] Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.

К: - Да, сейчас вполне нормально.

Т: - Скорость просмотра было большой?

К: - Да, очень.

Т: - [Воспроизводит и удерживает Я+]. Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…

К: - Хм, забавно.

Т: - [Снимает Я+] Сначала я расскажу, а потом ты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно "впрыгиваешь" в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? [Воспроизводит и удерживает Я+].

К: - Да, я сделала это.

Т: - Это было быстро?

К: - Не очень.

Т: - Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро.

К: - Теперь очень быстро.

Т: - [Снимает Я+] Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.

К: - Ну, машины как машины.

Т: - [Воспроизводит Я- - реакции нет]. Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?

К: - Да ничего особо.

Т: - Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.

К: - Да, например когда даже зажегся "зелёный человечек", следует посмотреть "не едет ли кто?". Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине – стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.

Т: - Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.

К: - Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину – оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем – нет.

Т: - И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…

К: - Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.

Т: - Представь себе, что ты собираешься поймать машину.

К: - Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…

Т: - Что происходит в этот момент внутри тебя?

К: - То же чувство, что и при переходе улицы – только более острое. И я себе чётко говорю: "Нет!",  или: "Да, можно". В зависимости от того, кого я вижу за рулём.

Т: - И что ты делаешь?

К: - Если нет – машу, мол, проезжай. А если "Да" – то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать "Нет".

Т: - Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.

К: - Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня – к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.

Т: - Тебя устраивает то, что получилось?

К: - Да, вполне.

Т: - Спасибо.

Вопросы и ответы

- Почему якоря должны быть именно кинестетическими?

Т: - Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.

- Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?

Т: - Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена – разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.

- Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?

Т: - Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.

- Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?

Т: - Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.

- С какими ещё переживаниями работает эта техника?

Т: - Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее

- Но ведь восторг – положительное переживание?

Т: - И что с того, что переживание приятное? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе мужчину лет сорока, восторгающегося любой девушкой, попавшейся на дороге. Особенно если он идёт с женой.

- Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?

Т: - Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.

- Сильно ли отличается техника, в случае страха или фобии?

Т: - Не отличается. Состояния в обоих случаях очень близкие, а страх или фобия – это история образования паттерна. При желании можно покопаться в структуре, чтобы понять как эта штука работает. Но в контексте выполнения техники различий не будет.

Проверочный тест

 

Где проходим

Тренинг:: Успешное Мышление

По теме

06. Якоря

43. Ассоциация и диссоциация

Модель НЛП:: Ассоциация - диссоциация

Статья:: Ассоциация и диссоциация

Техника:: Быстрое лечение фобий