Мы достаточно много говорили о том, подо что можно подстраиваться: поза, голос, дыхание, движения, ритм... Это всё аналитические способы – мы раскладываем поведение человека на элементы и копируем один из них. И в таком варианте подстройки вы контролируете процесс сознательно. На что уходит часть вашего внимания.
Но «в жизни» большинство людей делает это несколько иначе – эмпатически. И подсознательно. А это уже синтетический подход.
Ассоциация – это способ восприятия мира изнутри ситуации, включаясь в происходящее. Но ассоциация тоже может быть разная. Мы говорили об ассоциации «в себя»: мои чувства, ценности, движения. Но ассоциироваться можно и с другим человеком. На время вы становитесь им, вживаетесь, максимально подстраиваетесь, думаете как он.
Вот у этого типа ассоциации есть забавное свойство – если вы ассоциируетесь с собеседником, вы под него подстраиваетесь.
Способ подачи команды вполне классический, описанный в народном фольклоре и различных актерских техниках. Нужно войти в образ. Вы наверно уже восхитились всем размахом и величием этой мысли? Не до конца? Ну так вам же четко сказали – войти в образ. Без кавычек. То есть вам нужно создать образ человека, под которого вы хотите подстроиться, а потом в него вполне физически войти. Или «надеть» этот образ на себя.
Образ желательно создать максимально четким и резким из того, что вы можете создать.
А потом вы в него входите, как бы надеваете на себя. А после этого «отпускаете» себя. Внимательно прислушиваетесь к собственному телу. Как оно хочет двигаться, как оно хочет говорить, какие слова? Разрешите ему это сделать. Ваша задача образ удерживать, а тело само решить как лучше достигнуть состояния раппорта. Желательно при этом походить, подвигаться, поговорить.
Второй вариант: вы сами никуда не двигаетесь, но образ надеваете на себя, как костюм. Но в варианте с вхождением обычно работает лучше. Поэтому я обычно рекомендую сначала «вхождение», а потом только тренировать «надевание».
Забавно, но в таком варианте подстройка происходит не столь демонстративно. Вы можете даже не слишком сильно поменять позу, движения и голос. Как в книжках пишут – «неуловимые изменения». Немножко изменилась поза, немножко голос, немножко дыхание. Но вот он -раппорт!
Есть, как я его называю, правило «жены и тёщи». Оно состоит в том, что в нагрузку к жене вы обычно получаете тёщу (а к мужу – свекровь). Смысл – бессознательное берёт и считывает состояние человека целиком, не фильтруя. Со всеми восторгами, охами, проблемами, зажимами и болячками. И чем лучше вы входите в его состояние, тем больше вы от него берете. В аналитическом варианте мы можем контролировать «глубину погружения» выбирая, что и насколько сильно копировать. При синтетическом же уровень подстройки нарабатывается на основе опыта.
Сначала вы создаете визуальный образ того человека, под которого хотите подстроиться. Старайтесь сделать его максимально четким и резким.
Войдите (или «наденьте») в образ и «отпустите» себя. Разрешить своему телу делать то, что оно сочтет нужным. Но исходя из образа. Можно даже немного походить и поговорить, чтобы убедиться, что вы уже немного другой.
Можно так же «надеть» на себя образ собеседника.
Попробуйте повести за собой партнера – смените дыхание, позу, двиньте рукой...
Если не получается – вернитесь на первый шаг.
После общения отстройтесь от собеседника. Как минимум – выйдите из его образа.
Создайте образ в кого вы хотите ассоциироваться. Это не обязательно должен быть человек, это может быть и животное, и мультипликационный герой. Образ должен быть максимально чёткий и подробный, насколько это возможно для вас.
Теперь войдите в этот образ, совершенно физически. Наденьте его на себя. И «отпустите» себя. Разрешить своему телу делать то, что оно сочтет нужным. Но исходя из образа. Можно даже немного походить и поговорить, чтобы убедиться, что вы уже немного другой.
Попробуйте выйти и войти обратно в образ – сравните внутреннее состояние, голос, позу, походку, движения.
В течении дня подсознательно подстраивайтесь под разных людей. Ваша задача – достичь раппорта и повести. Проще всего использовать ведение по движению: вы двигаете рукой и он двигает рукой. Вы наклоняетесь - и он наклоняется.
Быстро подсознательно подстраивайтесь и отстраивайтесь от человека.
Тренируйтесь управлять интенсивностью подстройки (и раппорта). Можно поэкспериментировать с чёткостью образа. Или включать то подстройку, то отстройку.
Видео: Подсознательная подстройка
Тренинг:: Мастерство Коммуникации
28. Сознательное и подсознательное доверие
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов