Одна из довольно полезных практик – определение цели поведения (намерения) и поиск других вариантов достижения этой цели. Это позволяет стать более гибким и заодно разобраться в себе. Но для начала немного вспомним о том, что такое намерение.
Это цель – то есть то, что человек хочет достигнуть. Отвечает на вопрос: «Чего ты хочешь?».
Это внутренняя цель – то есть касается внутреннего состояния или оценки человека.
Намерение для человека всегда позитивно - то есть человек оценивает эту цель как положительную и полезную для себя.
Выяснить намерение, стоящее за каким-то поведением, можно задавая вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что тебе это даст?
- Что ты от этого получишь?
- Для чего ты это делаешь?
- Какой в этом смысл?
Намерение - потребность удовлетворить какую-то ценность.
Ценности можно разделить на ценности-цели (терминальные, конечные) и ценности-средства (инструментальные). Инструментальные ценности служат для достижения терминальной ценности (имеют смысл), а терминальные ценности важны сами по себе.
Человек не может найти ответа на вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что это для тебя обозначает?
и т.п.
Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность "важна сама по себе".
Ну а теперь, собственно, техника. Эта техника общего плана - её можно делать не только, если «жизнь достала», но и просто как упражнение для ума или для улучшения приемлемого состояния до ещё более приемлемого.
Выберите какое-то поведение, с которым вы хотите поработать. Это может быть что-то в формулировке «я делаю», так и «я не делаю»: «я не занимаюсь спортом», «я сижу за компьютером до полуночи», «я много сижу в соцсетях» и т.п.
Выясните терминальную ценность, которую удовлетворяете таким способом. Для этого задавайте вопросы:
- Зачем мне это нужно?
- Что мне это даёт?
- Что я от этого получаю?
- Для чего я это делаю?
- Какой в этом смысл?
до тех пор, пока не найдёте ценность, которая важна сама по себе.
А теперь творческий процесс: найдите ещё несколько способов, как можно эту самую терминальную ценность удовлетворить. Не менее трёх вариантов.
Сделать это удобно так:
a) Придумайте (или измените) вариант поведения , который бы вас устраивал для реализации вашей терминальной ценности в этой ситуации.
b) Представьте со стороны (диссоциированно), как это будет выглядеть и слышаться. Нравиться ли вам то, что вы видите и слышите? Достигаете ли вы своего намерения? Если нет, то вернитесь на шаг а).
c) Шагните в картинку и проживите эту ситуацию изнутри (ассоциируйтесь). Утраивает ли вас то, как это чувствуется внутри? Если нет, то на шаг а).
d) Экологическая проверка: не повредит ли вам этот новый вариант поведения? Если может повредить – на шаг а).
Несколько раз мысленно проиграйте ситуацию (которую выбрали в пункте 1), используя новые варианты поведения.
Оператор: – Выбери какое-то поведение, намерение которого ты хотел бы определить. И найти новые способы реализации этого намерения. Это может быть как поведение, которое тебя вполне устраивает, так и такое, которое тебе не слишком нравится.
Клиент: – Иногда, когда я прихожу вечером домой после работы, я засиживаюсь в социальных сетях допоздна. Не ложусь вовремя и не высыпаюсь.
О: – Хорошо. А для чего ты это делаешь?
К: – Наверно, я так отвлекаюсь.
О: – От чего отвлекаешься?
К: – Ну, от окружающей действительности.
О: – А зачем ты от неё отвлекаешься?
К: – Чтобы она не раздражала.
О: – А что тебе даёт то, что тебя не «раздражает окружающая действительность»?
К: – Расслабление, наверно.
О: – А какой смысл в расслаблении? Зачем оно тебе нужно?
К: – Думаю, оно нужно мне для получения спокойствия.
О: – Хорошо. А зачем тебе спокойствие? Что оно тебе даёт?
К: – А вот спокойствие мне даёт состояние умиротворения.
О: – А состояние умиротворения тебе что даёт?
К: – Да особо ничего не даёт. Это вроде само по себе нужно.
О: – Точно?
К: – Да, вполне.
О: – Хорошо. Подумай, как ты ещё можешь получить состояние умиротворения?
К: – Я могу посмотреть интересный фильм, почитать книгу, погулять, помедитировать.
О: – Отлично. Сейчас пойдем последовательно. Представь со стороны, как выглядит один из вариантов твоего поведения – например, просмотр фильма.
К: – Да, представил.
О: – Нравится ли тебе, как это выглядит со стороны?
К: – Да, вполне.
О: – Хорошо, а теперь шагни внутрь картинки. Прочувствуй это изнутри. Какие впечатления?
К: – Неплохо.
О: – Подумай, не повредит ли тебе этот вариант поведения?
К: – А вот тут может быть как с просиживанием в социальных сетях – трудно остановиться, пока фильм не кончится.
О: – Хорошо, тогда попробуй изменить образ просмотра фильма так, чтобы ты мог остановиться, когда захочешь.
К: – Да, я добавил контроль. Мне так даже больше нравится.
О: – А внутри как?
К: – И внутри хорошо.
О: – А в таком варианте, может повредить?
К: – Нет, в таком варианте не повредит.
О: – Хорошо. С остальными ты делаешь аналогично: смотришь со стороны – проверяешь, нравится или нет – если не нравится, меняешь картинку до тех пор, пока не начнёт нравиться (если это возможно) – потом заходишь в картинку – проверяешь, нравится или нет – меняешь, если не нравится. В конце, делаешь экологическую проверку – смотришь, не повредит ли новый вариант поведения. Если может повредить – пытаешь изменить – если не получается, отказываешься.
...
К: – Да, сделал. Единственно, медитировать не получилось – там какое-то другое состояние получается. Но зато я подправил сидение в соцсетях – как в просмотр фильмов добавил контроль. Получилось хорошо.
О: – Замечательно. Теперь представь, как ты завтра приходишь с работы – чем ты занимаешься?
К: – Ну, могу почитать, кино посмотреть, могу погулять пойти, посмотреть, что ВКонтакте написали.
О: – Ложишься вовремя?
К: – Да, если захочу.
О: – То же самое, например, через неделю.
К: – Да, нормально.
О: – Через месяц?
К: – Вполне.
О: – Тогда, спасибо.
Модель НЛП:: Намерение и вторичные выгоды
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов