Александр Любимов


Одна из довольно полезных практик – определение цели поведения (намерения) и поиск других вариантов достижения этой цели. Это позволяет стать более гибким и заодно разобраться в себе. Но для начала немного вспомним о том, что такое намерение.

Кратко о намерении

За каждым поведением стоит позитивное намерение.

Критерии позитивного намерения

Это цель – то есть то, что человек хочет достигнуть. Отвечает на вопрос: «Чего ты хочешь?».
Это внутренняя цель – то есть касается внутреннего состояния или оценки человека.
Намерение для человека всегда позитивно - то есть человек оценивает эту цель как положительную и полезную для себя.

Как выяснить намерение

Выяснить намерение, стоящее за каким-то поведением, можно задавая вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что тебе это даст?
- Что ты от этого получишь?

- Для чего ты это делаешь?
- Какой в этом смысл?

Инструментальные и терминальные ценности

Намерение - потребность удовлетворить какую-то ценность.

Ценности можно разделить на ценности-цели (терминальные, конечные) и ценности-средства (инструментальные). Инструментальные ценности служат для достижения терминальной ценности  (имеют смысл), а терминальные ценности важны сами по себе.

Признаки терминальной ценности

Человек не может найти ответа на вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что это для тебя обозначает?
и т.п.

Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность "важна сама по себе".

Про намерение подробнее.

Ну а теперь, собственно, техника. Эта техника общего плана - её можно делать не только, если «жизнь достала», но и просто как упражнение для ума или для улучшения приемлемого состояния до ещё более приемлемого.

По шагам

1. Контекст и поведение

Выберите какое-то поведение, с которым вы хотите поработать. Это может быть что-то в формулировке «я делаю», так и «я не делаю»: «я не занимаюсь спортом», «я сижу за компьютером до полуночи», «я много сижу в соцсетях» и т.п.

Более полезно брать варианты поведения, которые вас не совсем устраивают. Но и поработать с вполне приемлемыми вариантами тоже может быть вполне полезно.

2. Определите терминальную ценность

Выясните терминальную ценность, которую удовлетворяете таким способом. Для этого задавайте вопросы:

- Зачем мне это нужно?
- Что мне это даёт?
- Что я от этого получаю?

- Для чего я это делаю?
- Какой в этом смысл?

до тех пор, пока не найдёте ценность, которая важна сама по себе.

3. Найдите ещё три способа удовлетворения этой ценности

А теперь творческий процесс: найдите ещё несколько способов, как можно эту самую терминальную ценность удовлетворить. Не менее трёх вариантов.

Сделать это удобно так:

Схема генератора нового поведения

a)      Придумайте (или измените) вариант поведения , который бы вас устраивал для реализации вашей терминальной ценности в этой ситуации.

b)      Представьте со стороны (диссоциированно), как это будет выглядеть и слышаться. Нравиться ли вам то, что вы видите и слышите? Достигаете ли вы своего намерения? Если нет, то вернитесь на шаг а).

c)      Шагните в картинку и проживите эту ситуацию изнутри (ассоциируйтесь). Утраивает ли вас то, как это чувствуется внутри? Если нет, то на шаг а).

d)      Экологическая проверка: не повредит ли вам этот новый вариант поведения? Если может повредить – на шаг а).

4. Встраивание

Несколько раз мысленно проиграйте ситуацию (которую выбрали в пункте 1), используя новые варианты поведения.

Демонстрация

Оператор: - Выбери какое-то поведение, намерение которого ты хотел бы определить. И найти новые способы реализации этого намерения. Это может быть как поведение, которое тебя вполне устраивает, так и такое, которое тебе не слишком нравится.

Клиент: - Иногда, когда я прихожу вечером домой после работы, я засиживаюсь в социальных сетях допоздна. Не ложусь вовремя и не высыпаюсь.

О: - Хорошо. А для чего ты это делаешь?

К: - Наверно, я так отвлекаюсь.

О: - От чего отвлекаешься?

К: - Ну, от окружающей действительности.

О: - А зачем ты от неё отвлекаешься?

К: - Чтобы она не раздражала.

О: - А что тебе даёт то, что тебя не «раздражает окружающая действительность»?

К: - Расслабление, наверно.

О: - А какой смысл в расслаблении? Зачем оно тебе нужно?

К: - Думаю, оно нужно мне для получения спокойствия.

О: - Хорошо. А зачем тебе спокойствие? Что оно тебе даёт?

К: - А вот спокойствие мне даёт состояние умиротворения.

О: - А состояние умиротворения тебе что даёт?

К: - Да особо ничего не даёт. Это вроде само по себе нужно.

О: - Точно?

К: - Да, вполне.

О: - Хорошо. Подумай, как ты ёщё можешь получить состояние умиротворения?

К: - Я могу посмотреть интересный фильм, почитать книгу, погулять, помедитировать.

О: - Отлично. Сейчас пойдем последовательно. Представь со стороны, как выглядит один из вариантов твоего поведения – например, просмотр фильма.

К: - Да, представил.

О: - Нравится ли тебе, как это выглядит со стороны?

К: - Да, вполне.

О: - Хорошо, а теперь шагни внутрь картинки. Прочувствуй это изнутри. Какие впечатления?

К: - Неплохо.

О: - Подумай, не повредит ли тебе этот вариант поведения?

К: - А вот тут может быть как с просиживанием в социальных сетях – трудно остановиться, пока фильм не кончится.

О: - Хорошо, тогда попробуй изменить образ просмотра фильма так, чтобы ты мог остановиться, когда захочешь.

К: - Да, я добавил контроль. Мне так даже больше нравится.

О: - А внутри как?

К: - И внутри хорошо.

О: - А в таком варианте, может повредить?

К: - Нет, в таком варианте не повредит.

О: - Хорошо. С остальными ты делаешь аналогично: смотришь со стороны – проверяешь, нравится или нет – если не нравится, меняешь картинку до тех пор, пока не начнёт нравится (если это возможно) – потом заходишь в картинку – проверяешь, нравится или нет – меняешь, если не нравится. В конце, делаешь экологическую проверку – смотришь, не повредит ли новый вариант поведения. Если может повредить – пытаешь изменить – если не получается, отказываешься.

...

К: - Да, сделал. Единственно, медитировать не получилось – там какое-то другое состояние получается. Но зато я подправил сидение в соцсетях – как в просмотр фильмов добавил контроль. Получилось хорошо.

О: - Замечательно.  Теперь представь, как ты завтра приходишь с работы – чем ты занимаешься?

К: - Ну, могу почитать, кино посмотреть, могу погулять пойти, посмотреть, что ВКонтакте написали.

О: - Ложишься вовремя?

К: - Да, если захочу.

О: - Тоже самое, например, через неделю.

К: - Да, нормально.

О: - Через месяц?

К: - Вполне.

О: - Тогда, спасибо.

По теме

51. Намерение

Модель НЛП:: Намерение и вторичные выгоды

Мини-техника:: Зачем я это делаю?

Тренинг:: Успешное Мышление

  

Поделиться ссылкой: