44. Техника «Переоценка прошлого»

Иногда какая-то часть жизни воспринимается как «плохая», «тяжёлая» или «испорченная». Например: «плохое детство», «неприятные отношения с N», «тяжёлое было лето» и тому подобное. Такое восприятие прошлого не особо полезно (хотя некоторых мотивирует) – смотришь назад, а там всё такое тёмное, плохое и негативное.

Тонкость в том, что такую общую оценку мы создаём довольно субъективно (впрочем, как и любую оценку) и на основе только части опыта. Одно неприятное событие может заставить переоценить целый кусок жизни. Вроде заявления жены после неприятного поведения мужа в гостях: «Ты мне всю жизнь испортил!».

Что, кстати, говорить об умении людей быстро переоценивать большие участки собственной жизни. Только что жизнь (детство, год, время общения с ним/ней) были вполне ничего – раз – и уже всё такое испорченное.

Но в любом периоде жизни бывают как приятные, так и неприятные моменты. Для «порчи» обычно надо просто максимально сфокусироваться на негативе, не обращая внимания на позитив. Или даже переоценить приятные события в неприятные: «На самом деле она мной просто пользовалась!»

Данная техника помогает изменить оценку какого-то периода жизни. Например, сделать более счастливым детство или приятными отношения с вот с этим человеком. Основана эта техника как раз на переходе от ассоциированного восприятия ситуации к диссоциированному и обратно. Часто неприятные ситуации вспоминаются ассоциировано, а приятные – диссоциировано. Хотя удобнее наоборот. Вот это мы сейчас и будем исправлять.

По шагам

1. Период

Определите период времени, который вы воспринимаете как "проблемный", "трудный" или "неприятный". Это может быть связано только с каким-то человеком, местом и т.д. Например "работа в фирме Z", "взаимоотношения с N" и т.д.

2. Ресурсный якорь

Сделайте себе достаточно мощный положительный кинестетический ресурсный якорь.

Это может быть одно, но очень сильное позитивное переживание, вроде счастья, уверенности в себе или спокойствия. А может быть и наложение якорей из разных ресурсных состояний.

3. Линия времени

Линия времени

Представьте себе выбранный временной участок жизни в виде линии на полу. Напишите на бумажках название значимых ситуаций этого периода и разложите на линии времени в хронологическом порядке. Таких ситуаций должно быть не меньше семи.

4. Сортировка

Сортировка ситуаций на линии времени

Пройдитесь по линии времени, отмечая какие из ситуаций вы оцениваете как "приятные", а какие как "неприятные". При этом бумажки с названиями «приятных» ситуаций оставьте лежать на своих местах, а бумажки с названиями «неприятных» ситуаций отодвиньте вбок.

5. Перепроживание

Диссоциированное и ассоциированное восприятие ситуаций

Теперь пройдитесь по линии времени ещё раз, ассоциировано перепроживая «приятные» ситуации, а «неприятные» помещая рядом с линией времени в виде экранов с диссоциированной - то есть вы видите себя со стороны - картинкой происходившего. Вы так же можете отодвигать эти экраны на то расстояние, которое считаете наиболее оптимальным для восприятия ситуации. При этом бумажки с названиями этих ситуаций так же желательно отодвигать на аналогичное расстояние.

При работе с «отрицательными» ситуациями можно задействовать ресурсный якорь из пункта 2, чтобы чувствовать себя достаточно комфортно.
Весьма возможно, что после некоторых изменений некоторые ситуации перестанут быть «неприятными» и даже станут «приятными». В таком случае бумажки с названиями можно будет вернуть обратно на линию времени.

Ещё раз пройдитесь по линии времени, перепроживая приятные ситуации и рассматривая экраны с "неприятными" ситуациями. Подумайте, какой опыт вы можете извлечь из этих ситуаций.

6. Экологическая проверка

Подумайте, не навредит ли вам такое восприятие вашего прошлого. Если может навредить – вернитесь на шаг 4 и перераспределите ситуации с учётом возможных последствий.

7. Привязка к будущему

Что вы получили в результате этой техники? Посмотрите в своё будущее – что там изменилось?

Демонстрация

Тренер: - Маленькое упражнение. У кого было трудное детство… или юность, или взрослый возраст? Ира. У тебя было «плохое» детство, а может жизнь у тебя «подпорчена» в другой период?

Клиент: - Это скорее подростковый возраст.

Т: - Хорошо. Но прежде чем мы начнём менять твоё отношение к подростковому возрасту, давай сделаем следующее. Вспомни несколько самых приятных твоих состояний. И по очереди: берёшь приятное состояние – доводишь его до максимума – сжимаешь правую руку в кулак – разжимаешь – выходишь из состояния. И так со всеми состояниями. Желательно чтобы их было не менее пяти.

К: - Я взяла «спокойствие», «счастье», «приятную расслабленность», «уважение» и «юмор».

Т: - Отлично. Сейчас сделай следующее – представь на полу кусочек линии времени, который соответствует твоему «подростковому возрасту». Возьми небольшие листики бумаги. Вспоминай более-менее значимые события этого периода, пиши название ситуации на листике и клади его на линию времени.

К: - Листики должны на линии лежать по порядку?

Т: - Даже более того – желательно чтобы расстояние между ними было пропорционально временному промежутку между ними.

К: - Сделала.

Т: - Хорошо. Теперь пройдись по линии времени и рассортируй эти ситуации: те, которые ты считаешь «приятными», оставь на линии времени, а те, которые считаешь «неприятными», сдвинь в сторону.

К: - Сдвигать вправо или влево?

Т: - Как тебе захочется. При чём одни можно сдвинуть вправо, другие влево.

К: - Да, я сделала это.

Т: - Теперь сделай следующее:пройди через все эти приятные ситуации. Это может быть достаточно быстро, просто проживи все эти приятные события, испытывая опять те же эмоции и чувства. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

К: - Да!

Т: - Замечательно. А теперь ты можешь пройтись еще раз по линии времени, ты будешь проживать те ситуации, которые лежат на линии, а те ситуации, которые ты поместила сбоку, будут для тебя в виде фильмов об Ире в этих ситуациях. Ты можешь приближать или удалять экраны, на которых тебе показывают это кино, делать их более или менее смутными, превращать в фотографии или, наоборот, в кино. Если ты отодвигаешь или придвигаешь экран, желательно отодвигать или придвигать на аналогичное расстояние бумажки с названиями этих ситуаций. Но помни, что ты находишься на линии времени, а события тебе только показывают. Если тебе будет всё-таки слишком неприятно смотреть на эти ситуации даже со стороны – задействуй твой положительный якорь, сожми правую руку в кулак. Точно так же, возьми на это столько времени, сколько тебе для этого нужно.

...

К: - Да, я и это сделала.

Т: - Замечательно. Теперь ещё несколько раз пройдись по линии времени, перепроживая изнутри «приятные» ситуации и наблюдая со стороны «неприятные». Точно так же ты можешь «приятные» сделать ещё более приятными, «неприятные» передвинуть дальше или ближе. Короче, ты можешь поиграть со всеми этими ситуациями, как «приятными», так и «неприятными», делая их ярче или темнее, более или менее смутными и так далее.

К тому же ты можешь выходить из «приятных» ситуаций и смотреть на них со стороны, и входить в «неприятные» ситуации и проживать их изнутри. Сейчас мы строим в первую очередь «типичное» представление о ситуациях этого периода.

К: - А зачем мне обратно заходить в «неприятные» ситуации?

Т: - Это твоя возможность. Вдруг тебе захочется почувствовать эту ситуацию изнутри. Мы сейчас не столько задаём новое «правильное» восприятие ситуаций, сколько создаём возможности воспринимать как отдельные ситуации, так и целые участки прошлого так, как ты сочтёшь нужным. Добавляем выборов.

К: - О-о-о!

Т: - Что получилось?

К: - Сначала мне казалось, что у меня в этом возрасте просто не было ничего хорошего. А сейчас мне кажется, что приятных событий было даже больше. А многие ситуации, которые мне казались раньше неприятными, но я на них посмотрела и они вроде даже как приятными стали. Я их на линию времени поместила. И многое просто ещё вспоминается. Оказывается хорошее было время.

Т: - Ира, подумай. А не может ли вот такое новое восприятие этой части твоего прошлого как-то повредить тебе?

К: - Я думаю, нет.

Т: - И последнее. Ира, посмотри в своё будущее. Что там измениться после этого упражнения?

К: - Мне кажется, я буду более жизнерадостной. И более уверенной в себе.

Т: - Замечательно. Тебе понравилось то, что получилось?

К: - Да, спасибо!

Вопросы

- Обязательно эту технику делать с бумажками?

Не обязательно. В принципе, вы всё можете сделать в собственной голове. Но с бумажками и пространственными якорями обычно получается лучше. Когда мы ходим по линии времени, пишем и двигаем бумажки, мы задействуем тело в намного большей степени, чем если просто всё это делаем в голове.
Как вариант: вы можете сделать эту технику (но с разными жизненными участками) с бумажками на полу и только в голове – и сравнить результаты.

- Насколько необходим ресурсный якорь?

Весьма желателен. В некоторых случаях одной диссоциации может не хватить – вот тогда и задействуйте ресурсные якоря.

- А если этого ресурсного якоря не хватит?

Прервитесь, разбейте состояние и найдите ещё ресурсов.

- Нужно ли чтобы первая и последняя ситуация были приятными?

В принципе, можно так сделать, но на мой взгляд, это не жутко принципиально. Такой вариант полезен, например, когда у человека в конце периода лежат только «неприятные» ситуации. Разбавьте их приятными.

- А откуда взять приятные ситуации?

Пусть поищет. Это же может быть что-то не слишком важное, но действительно приятное: вкусно поел, выспался, постоял под горячим душем, купил забавную безделушку…

По теме

06. Якоря

07. Наложение якорей

43. Ассоциация и диссоциация

Модель НЛП:: Ассоциация - диссоциация

Тест:: Ассоциация - диссоциация

Статья:: Ассоциация и диссоциация


Подписаться на рассылку

Copyright © 1994-2023 Александр Любимов

Back to top