Александр Любимов


Большинство из нас умеет делать замечательную вещь – наблюдать за собой «со стороны». Можете представить, как вы выглядите сбоку? А сверху? А с расстояния пять метров? Такой способ восприятия ситуации – наблюдение за собой со стороны - называется диссоциацией. В отличие от ассоциации, когда мы наблюдаем «своими глазами», «изнутри».

Асооциация и диссоциация – вид субмодальностей. Но довольно хитрый вид.

 

Ассоцииация

Ассоциация: вижу ситуацию своими глазами.

  

    Диссоциация

Диссоциация: вижу себя со стороны

При ассоциированном восприятии мы включены в ситуацию, переживаем её изнутри, чувствуем эмоции, связанные с ситуацией.

При диссоциированном восприятии – оцениваем происходящее как посторонний наблюдатель. И испытываем эмоции по поводу происходящего.

Играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице

или

смотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель.

В первом случае (ассоциация) мы в том числе получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, тяжесть в желудке), тактильным (ветер на лице) и мета-ощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье). Во втором случае (диссоциация) – только к мета-ощущениям. При чём эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится - не нравится, хорошо - плохо, раздражает, восторгает и т.д.

Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации».

В большинстве случаев диссоциация от неприятных ситуаций позволяет резко снизить интенсивность негативных переживаний. Но диссоциация от приятных ситуаций – это эффективный способ сделать свою жизнь серой и скучной.

У меня была одна клиентка, которая была диссоциирована во время секса. Описывала она это приблизительно так: «Я вижу двух людей занимающихся сексом. Ну а я тут при чём?»

Так что об использовании.

Диссоциация полезна, когда вам нужно переоценить ситуацию в прошлом, оценить текущий момент, уменьшить эмоциональную вовлечённость.

Например, воспоминание о падении с велосипеда или сложный разговор с начальником.

К тому же диссоциация может быть полезна, когда нам нужно оценить своё поведение или внешность. Например, при выборе одежды. Или в бальных танцах.
Ассоциация же позволяет получить доступ к эмоциям внутри ситуации.

Это может быть полезным при воспоминании о приятных ситуациях или для лучшего переживания текущего момента: вкусный обед, приятный разговор с друзьями, хороший секс.

Я тут часть про ассоциацию в хороший секс, потому что пошла нынче мода – диссоциироваться во время секса. Что во многих случаях его автоматически превращает в плохой.
При этом обычно под диссоциацией понимают «вид себя со стороны». Если вас в картинке ситуации нет – то речи о диссоциации не идёт.
В большинстве случаев диссоциация связана с визуализацией, потому что это всегда конструирование.  Визуально это сделать намного проще. Вы себе придумываете, как выглядите «со стороны». Именно поэтому Кинестетики более склонны к ассоциациированному восприятию событий, а Визуалы – к диссоциированному.
Но можно диссоциироваться аудиально: представьте, что слышите свой голос «со стороны». Например, записанный на диктофон. Но это несколько сложнее, по крайней мере для людей нашей культуры.

 

При диссоциации возможно много вариантов восприятия

Да, ещё одно важное свойство диссоциации – много вариантов восприятия. Себя можно видеть сверху, сбоку, из-за уха, с высоты 500 километров или из под стула.

Не все эти способы наблюдения одинаково полезны, но такая возможность есть.

Сравнительная таблица

Ассоциация

Диссоциация

Воспринимаю ситуацию как участник.

Воспринимаю ситуацию как наблюдатель.

Вижу своими глазами
Сам говорю

Вижу себя со стороны
Слышу себя со стороны

Единственно возможный вариант

Может быть несколько способов восприятия

Внутренние, тактильные и мета-ощущения.

Только мета-ощущения.

Речь о себе от первого лица:
- Я думаю, что…

Речь о себе от третьего лица:
- Он думает, что…
- Иван Петрович думает, что…

ВЭЭ

ВКК

Если же воспринимать диссоциацию именно как «эмоциональное отсоединение от ситуации», то уход в дигитальный канал – это тоже вид диссоциации: «Я думаю, что в этой ситуации мои поступки не обладали взвешенностью и осторожностью».

Ещё один из достаточно простых способов диссоциироваться от ситуации – описать процесс при номинализаций:

- Я сегодня разговаривал с Аней.
- У меня сегодня был разговор с Аней.

Вообще, номинализация – это «овеществлённый» процесс, глагол превращённый в существительное: любить – любовь, разговаривать – разговор, танцевать – танец, дружить – дружба. И тогда с процессом можно обращаться как с предметом: «Я выкинул любовь из своего сердца».

Многомерная диссоциация

Диссоциация может быть многомерной – мы ведь можем представить себя, наблюдающего за собой (2-х мерная диссоциация). А можно наблюдать за собой, наблюдающим за собой (3-х мерная диссоциация). И так далее. Каждый дополнительный уровень диссоциации позволяет уменьшить вовлечённость в ситуацию и переживания, с этим связанные. Многомерная диссоциация используется в случае с сильными травмирующими переживаниями, фобиями – так, многомерная диссоциация является одним из важных компонентов техники «Быстрое лечение фобий» (о которой чуть позже).

Презентация

Упражнения

Вопрос как всегда в контроле: когда воспринимать окружающую действительность ассоциировано, а когда диссоциировано. Так что несколько упражнений на тренировку. Эти - на развитие диссоциации.

«Взгляд со стороны»

Представьте себя со стороны с различных точек зрения:

  • с потолка;
  • из-за уха;
  • со спины;
  • снизу
  • справа;
  • из дальнего угла комнаты.

«Примерка одежды»

Прежде чем надеть что-нибудь, представьте, как вы смотритесь со стороны в этом. Сравните с изображением в зеркале.

Но помните, что зеркало изображение переворачивает.

«Переоценка ситуации»

Возьмите ситуацию из вашего прошлого, которую вы довольно эмоционально оцениваете. Но при этом не слишком важную. Пересмотрите её всю ещё несколько раз диссоциированно с разных точек зрения. Если переживания слишком сильные, предварительно поставьте себе сильный ресурсный кинестетический якорь и удерживайте его в процессе перепросмотра.

Оцените, как меняется ваша эмоциональная оценка ситуации при различных способах восприятия.

«Аудиальная диссоциация»

Возьмите какую-нибудь нейтральную ситуацию из вашего прошлого, в которой вы что-то говорите. Потренируйтесь не только видеть себя «со стороны», но и слышать себя «со стороны».

«Взвешенная оценка»

Потренируйтесь воспринимать диссоциированно текущую ситуацию. Начать можно с моментов, когда вы просто идёте по улице, потом во время нейтрального общения и так далее. Цель – способность на время диссоциироваться даже во время эмоционально напряжённой ситуации.

На развитие ассоциации.

«Перепроживание приятного события»

Вспомните приятное событие из прошлого: поход с друзьями, удачное свидание, хороший секс. Перепроживите эту ситуацию три-четыре раза «изнутри». Ваша задача всё время быть «внутри» ситуации. И старайтесь с каждым перепросмотром замечать всё больше деталей.

«Здесь и сейчас»

Это упражнение на включённость в текущий момент. Просто последовательно пройдитесь по всем сенсорным модальностям:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас чувствую (кожей, внутри, эмоции, вкус, запах);
  • я сейчас говорю себе.

«Включённость в ситуацию»

Ваша задача быть включённым в текущую ситуацию, не отвлекаться на оценку и взгляд со стороны. Начинать лучше с простых ситуаций: иду по улице, еду на велосипеде, ем, - потом чуть более сложные: говорю с продавцом, общаюсь с клиентом по телефону, - и самое крутое: разговариваю с мужем/женой, занимаюсь сексом, гуляю с друзьями в парке.

И на развитие переключение ассоциация – диссоциация и обратно.

«Все модальности»

Пройдитесь сначала по всем сенсорным модальностям в ассоциированном состоянии:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас чувствую (кожей, внутри, эмоции, вкус, запах);
  • я сейчас говорю себе.

А теперь пройдитесь по всем сенсорным модальностям в диссоциированном состоянии:

  • я выгляжу со стороны;
  • мой голос слышится;
  • я испытываю по поводу себя в этой ситуации эмоции.

«Переключение»

Тренируйтесь быстро переключаться между ассоциированным и диссоциированным восприятием ситуации. Например, 30 секунд – ассоциация, 30 секунд – диссоциация. И так раз десять подряд. При этом вы тренируетесь все эти тридцать секунд быть внутри себя (наблюдать за собой со стороны).

«Критерии выбора»

Напишите для себя список критериев и контекстов, когда вам лучше быть ассоциированным, а когда – диссоциированным. Например.

Ассоциация: приятные воспоминания, комфортная ситуация, интересное общение, еда...

Диссоциация: неприятные воспоминания, оценка внешности, оценка собственного поведения, эмоционально напряжённая ситуация...

По теме

16. Субмодальности

33. Присоединение к сенсорной модальности

Модель НЛП:: Ассоциация - диссоциация

Тест:: Ассоциация - диссоциация

Статья:: Ассоциация и диссоциация

Схема:: Субмодальности

Модель НЛП:: Субмодальности

Тренинг:: Успешное Мышление

  

Поделиться ссылкой: