Когда на сцене нужно создать шум, статисты ходят и вразнобой говорят фразу: «О чём говорить, когда говорить не о чем?»
Когда общается профессиональный коммуникатор, ему необходимо делать множество вещей: помнить о том, о чем он хочет сказать, подбирать слова, следить за реакцией, калибровать состояние собеседника, отмечать характерные жесты и т.д. Ни один нормальный человек не сможет сделать это сознательно. Но как тогда они всё это делают? Хороший коммуникатор может распределять сознательное внимание так, что какие-то вещи он делает сознательно, а какие – бессознательно, спонтанно.
Спонтанность дает нам полет, течение, искру, но у нее есть один большой недостаток – обычно этот поток совершенно неуправляем. То есть поток есть – он может нестись, захватывать, растекаться… Но вот куда он вас занесет совершенно непонятно.
Сознательное управление дает четкость и понимание цели, но при этом невозможно контролировать большое количество информации и трудно пользоваться ассоциативно приходящей информацией (она просто не приходит). Здесь вылезает стандартная проблема сознания – ограниченность восприятия. Ну не резиновое сознание, не резиновое. Поэтому если вы пытаетесь на что-то обратить сознательное внимание, всё остальное из этого сознательного внимания уходит. Калибруешь жесты – пропускаешь мимо ушей предикаты, подстраиваешься под позу – забываешь содержание.
Управляемая спонтанность – это умение контролировать свою спонтанность и направлять ее к цели. Баланс между структурой и спонтанностью.
Я могу сознательно сосредоточиться на калибровке реакции группы, а из меня в это время будет литься содержание. Или наоборот, я могу сосредоточиться на содержании, отпустив свои жесты и голос на свободу. А может я сочту полезным более сосредоточиться на жестах, а всё остальное пусть контролирует бессознательное. Либо я могу вообще как бы отойти в сторону и наблюдать за тем, как «этот человек» говорит, размахивает руками и выделяет определенные слова интонацией.
Самое забавное – что научиться этому не так уж и сложно. Нужно просто немного поработать.
Первое, что нужно обычному человеку – это научиться быть спонтанным и отпускать себя. А следующее умение – направлять этот поток в нужную сторону.
Первое, что нужно – это научиться быть спонтанным и отпускать себя. Нас с детства тренируют контролю, управлению, умению сдерживать эмоции. Что крайне полезно в условиях современного общества. Да и вообще полезно – дисциплина штука нужная. Дети то обычно существа вполне спонтанные, что доставляет жуткое неудобство их родителям. И окружающим. А так же нарушает технику безопасности. Полез не туда – свалился, руку в плиту сунул – обжёгся. И вообще, хотелось бы чтобы ноги ходили куда надо, а не куда занесёт.
Но через какое-то время для большинства контроль становится слишком тотальным. В обычной нашей школе проявления спонтанности не слишком поддерживают, в первую очередь потому, что спонтанность эта возникает чаще всего не там, не по тому поводу и в совершенно неподходящей ситуации. Она же спонтанность – захотела пришла, захотела ушла. А тут учебный процесс…
В ещё более старшем возрасте спонтанное желание ущипнуть впереди идущую симпатичную девушку за пятую точку может кончиться не менее спонтанным ударом тяжёлой дамской сумочки (а то и ноги) по какому-нибудь чувствительному месту. Или дружескими тумаками сопровождающего девушку мужчины. А не дай бог спонтанно сказать начальнику все свои мысли относительно его способностей. А уж его ответная спонтанная реакция – это просто нечто!
И с водой выплескивают ребёнка. Уж лучше вообще не спонтанировать – это, мол, удел творческой интеллигенции.
Поэтому первая тренировка – это как раз научиться себя отпускать. Сначала совершенно безумно и неуправляемо. Просто вспомнить это состояние – когда несет. А вот дальше мы поработаем с управлением – благо это вы все умеете хорошо.
Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове. Просто «правополушарное» мышление именно так и работает.
- В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека – 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем, и магазинов. И товаров стало больше. Например, раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять. И видов молока тоже десяток. Хотя часть – это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше, пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. В этом году опят модно мини…
Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую. Получается цепочка. И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую…
Скелет – это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю рыбу. В это тексте это было: «Жара 30-35 градусов – температура человека 36.6 – аптека – много – сорта сыра – виды молока – обезжиренное молоко – похудеть – внешний вид – косметика – тушь - Франция – одежда – мини…»
Отслеживать скелет нужно для контроля, то есть это тренировка управления. Когда в дальнейшем надо будет восстановить весь процесс общения - достаточно вспомнить контрольные точки, а «мясо» на этот «скелет» будет само выплывать из бессознательного.
«Остапа несло».
И. Ильф. Е. Петров. «Двенадцать стульев».
Тренируем спонтанность. Возьмите любой факт и простраивайте от него ассоциативные связи. Желательно, чтобы на одну мысль (на одну кость скелета) было не более 2-3 предложений. Здесь от вас требуется просто быть спонтанным – чем рыба больше, тем она лучше. Отпустите себя – как несет, так несет.
Но! Большая просьба – то должна быть рыба, когда вы как бы нанизываете бусинки. А не звезда:
- В Москве сейчас жарко. В Лондоне тоже очень жарко. А в Лос-Анжелесе просто невыносимая жара. Даже в Якутии жарко.
Здесь только одна косточка скелета: «жара» и к ней происходит постоянный возврат. Это не то! Здесь должна быть цепочка:
- В Москве сейчас жарко. Даже асфальт плавится. Как масло сливочное, когда на сковороду бросишь. Оно ещё так потрескивает на сковороде. Но жарить лучше всё-таки на растительном. Мне больше нравится. Вкуснее как-то получается. Но это на мой вкус. А вот у меня приятель есть – он вообще ничего не жарит, только варит. Здоровье бережёт. Сейчас многие пытаются вести здоровый образ жизни. При нашей то экологии…
Если по количеству – нормально, когда вы сможете легко и спонтанно простроить рыбу как минимум на 20 – 25 переходов.
А теперь, после того, как вы сделаете «Рыбу» восстановите ее скелет. Лучше напишите, как минимум – четко проговорите (про себя).
Строить скелет можно как сначала (с головы «Рыбы»), так и с конца (с хвоста «Рыбы»). В вышеприведенном примере был вариант построения скелета с головы:
– жара 30-35градусов – температура человека 36.6 – аптека – много – сорта сыра – виды молока – обезжиренное молоко – похудеть – внешний вид – косметика – тушь – Франция – одежда – мини
С хвоста это будет выглядеть задом наперед:
– мини – одежда – Франция жара – тушь – косметика – похудеть…
Желательно уметь восстанавливать скелет с не только с головы или хвоста, но и с любой точки «рыбы». При тренировке вы начинаете с наиболее для вас удобного варианта (например с «головы»), после того, как это у вас это начинает получаться достаточно хорошо – тренируетесь восстанавливать с другой стороны. После того как и это начнет получаться достаточно хорошо – тренируйтесь строить «скелет» с любой «кости» в середине: сначала в сторону головы, потом в сторону хвоста. И так далее.
Начинайте с 5-7 точек перехода (костей) и достигайте длины «рыбы» как минимум в 15 – 20 переходов. Для каждого типа восстановления скелета:
С головы
С хвоста.
Из середины.
Точно так же, как вы можете отслеживать скелет собственной «рыбы», вы можете отмечать точки перехода в любом разговоре или выступлении. Правда там уже не будет столь строгой последовательности, но принцип сохранится – будут точки ассоциативного перехода, которые можно выделить. Это может быть просто треп с приятелями или выступление известного политического лидера по телевизору.
Запишите скелет рыбы, и через какое-то время (через час, на следующий день) по скелету восстановите все содержание.
Это так же весьма полезно для того, чтобы вспомнить разговор: вам не надо держать в голове всё что было сказано – достаточно там держать только скелет. А всё остальное просто всплывет из бессознательного.
Как я уже говорил, обычный разговор обычно представляет собой сильно растянутую рыбу – там на каждый переход просто предложений больше.
Управляемую спонтанность удобно использовать для выступлений, презентаций и т.п. – вы определяете темы, а содержание всплывает по мере надобности. А ассоциативные переходы позволяют связать одну тему с другой.
Для начала тренировка. Пишите 5-6 тем, желательно не связанных друг с другом и разного уровня обобщения: от колбасы до свободы. Вам нужно сделать рассказ про эти темы и ассоциативно связать их друг с другом.
Итак, темы: арбузы, равенство, самолёты, птицы, добыча нефти.
- Я очень люблю арбузы. Это такая вкусная ягода – а вы знали, что арбуз – ягода? Они таки большие, с крепкой коркой, полосатые. А внутри красные и сладкие. С чёрными семечками. Если спелые. Если не спелый – розовый, с белыми семечками и кислый. У спелого арбуза есть несколько признаков: жёлтое пятно на боку, сухой хвостик, потрескивает, когда его сжимаешь и звук гулкий, когда по нему стукнешь.
- Арбузы любят все – взрослые, дети, мужчины, женщины, богатые, бедные. В каком-то смысле он такой образец равенства.
- А равенство – это такое важное понятие в математике. У него есть даже свой специальный знак «=«. Оно обозначает, что значение двух выражений одно и то же: 2+2=4; a+b=c.
- А математика очень важна в современной технике. Например, в строении самолётов. Сейчас самолёт – очень сложная техника, которая должна работать долго и надёжно. Он должен тратить на перелёт мало горючего, быть удобным и управляемым. Это всё нужно рассчитать, проверить, построить модели.
- Моделью для самолётов были птицы.
- Люди смотрели, как летают птицы и тоже хотели летать. В этом смысле, птицы довольно сильно от нас отличаются: вместо рук или передних лап – крылья, вместо шерсти – перья, вместо пасти – клюв.
_- И произошли птицы от динозавров. А д_инозавры жили давным-давно, много миллионов лет назад. Ходили среди древних лесов, которые сгнивали, заболачивились и превращались в уголь и нефть.
- И нефть сейчас – один из основных источников энергии. И сырьё для химии. Поэтому её сейчас добывают в огромных количествах. А добыча нефти – штука сложная. Нужно пробурить достаточно герметичную скважину, в неё начать закачивать воду, а нефть – как более лёгкая, - будет выталкиваться наружу. Эту нефть нужно откачать и как-то доставить на завод по переработке. Если нефть добывается в море – то строят специальные платформы, глубина этих скважин может быть несколько километров, требуются танкеры, чтобы забирать нефть с этих платформ и специальные терминалы, в которых эта нефть из танкеров откачивается.
Сделаем это упражнение чуть более интересным.
Точно так же, выбираются шесть тем, но про каждую нужно рассказать в своих Вратах Сортировки:
Или с определённым невербальным сообщением:
Сначала у некоторых начинает разбирать «словесный понос» – они наконец разрешают себе говорить и из них льётся. То есть спонтанность в жизнь пришла, а вот с управлением туговато. Приходится тренироваться.
Если этот рубеж преодолён – человек становится очень хорошим собеседником. Он легко может поддержать разговор, выглядеть естественным и непринужденным и при этом вести его к нужной цели. Так же они способны вспомнить весь разговор (или процесс переговоров, или собственное выступление), восстановив скелет и определив, кто что говорил. Как рассказывала одно девушка, которая регулярно участвует в переговорах: «Я теперь легко восстанавливаю весь процесс и вспомнить, кто что говорил. А так же заметить, когда нас изящно пытаются увести в сторону. В голове просто появляется структура.»
Кстати, этот навык полезен не только в словесной коммуникации, но и в «эпистолярном жанре». Один молодой человек через некоторое время после занятия сказал: «Раньше я жутко не любил писать письма. Ну три предложения и всё. А сейчас пишу на пять – семь страниц и получаю колоссальное удовольствие…»
Мужья так же отмечают облегчение в общении с жёнами: «Если раньше я разговор старался закончить за минуту, что жутко раздражало жену, то сейчас я могу с ней поговорить и полчаса, и час. И это мне даже нравится.»
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов