Александр Любимов


Скорее всего, вы уже заметили, что изменение некоторых субмодальностей даёт больший эффект, чем других. Но есть обычно одна субмодальность, от которой зависит всё. Вы меняете её - и получаете нужное изменение. А все остальные выставляются сами по себе.

Например, поместили картинку на нужное месть - и у неё «автоматически» выставилась нужная яркость, расстояние и резкость.

Такую субмодальность называют критической. И для каждого вида оценки будет своя критическая субмодальность: для нравится одна, для верю – другая, для согласия - третья.  И тогда для изменения достаточно найти эту критическую субмодальность и изменить. Если вы хотите поменять оценку.

Для каждой модальности будет своя критическая субмодальность для одной и той же оценки. Например, для важности в визуальном канале может быть размер, а аудиальном - громкость, в кинестетическом - интенсивность. И обычно эти критические субмодальности в разных модальностях меняются синхронно: уменьшил размер картинки с человеком - одновременно уменьшилась и громкость его голоса.

Понятно, что когда мы меняли оценку ситуации в предыдущем упражнении, критическая субмодальность была в тройке победителей. Мы просто её явно не выделяли. При поиске критической субмодальности поступают немного по-другому, чем просто при поиске различий: меняют субмодальности по одной и смотрят - сработает или нет.

Упражнение «Поиск критической субмодальности»

Выберите несколько вещей, предметов и т.п., к которым вы относитесь с различными оценками. В том числе вам нужна вещь, которой вы относитесь нейтрально.

Все представления должны быть в одном канале: либо все картинки, либо все звуки и т.д.
  • Жареная картошка – нравится.
  • Вороны – умиляют.
  • Смартфон Samsung  S4 – раздражает.
  • Бoeing 777 – впечатляет.
  • Утюг – нейтрально.
Представление вещи, к которой вы относитесь нейтрально, берётся как эталон.

Меняя субмодальности по одной, найдите критические субмодальности для каждой из оценок.

Изменение оценки ситуации при помощи смены критической субмодальности

Схема изменения оцеки сменой критической субмодальности

Рабочая ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, отношение к которой вы хотите изменить.

Эталонная ситуация

Выберите из своего опыта ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

Субмодальные отличия

Составьте список субмодальных отличий «Рабочей» и «Эталонной» ситуации, 3-7 штук.

Наиболее часто критическими субмодальностями для нравится - не нравится бывают: цвета, положение в пространстве, черно-белое – цветное, ассоциация – диссоциация, в визуальном канале. Громкость в аудиальном канале.
Для навязчивости будет немного по-другому: яркость, наличие фона, изменение пропорций, для визуального канала.
В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Люди разные.

Изменение

Меняйте по очереди субмодальности «Рабочей» ситуации из списка на соответствующие субмодальности «Эталонной» ситуации. Если оценка «Рабочей» ситуации изменилась, то идём дальше, если нет - возвращаем всё в исходное состояние и меняем следующую субмодальность.

Если вы прошли по всем выбранным субмодальностям, но нужно изменение не произошло, поищите ещё субмодальные различия. Возможно, стоит сменить модальность: например, с визуальной на аудиальную т т.п.

Новые возможности

Попросите Клиента вспомнить «Рабочую» ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее трёх вариантов нового поведения.

Экологическая проверка

Проверьте экологию: - Может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни?
Если «Да» – вернитесь на 2-й шаг и выберите другую более подходящую «эталонную» ситуацию.

Демонстрация

До этого мы работали с картинкой. Но ситуация для человека может быть и преимущественно аудиальной – он больше её слышит, чем видит. Например, если это разговор. Давайте сейчас поработаем с ситуацией, в которой больше разговоров. И здесь уже всё сделаем через критическую субмодальность.

Оператор: - Мне нужен человек, который хочет изменить отношение к ситуации. И, желательно, чтобы эта ситуация больше была связана со звуками, например, с разговорами. … Итак, Дима, у тебя есть ситуация, отношение к которой ты хотел бы изменить? И это больше связано с разговором?
Клиент: - Да.
Оператор: - Как мы назовём эту ситуацию?
Клиент: - «Крик» наверное. Там на меня кричат…
Оператор: - Хорошо. «Крик», почти как фильм. И эта ситуация связана в первую очередь с тем, что ты слышишь?
Клиент: - Да, я слышу разговор, прокручиваю его у себя в голове…
Оператор: - Теперь нам нужна «эталонная» ситуация, в которой тоже есть разговор, но которая тебе нравится.
Клиент: - Есть такая.
Оператор: - Как назовём?
Клиент: - «С друзьями».
Оператор: - Отлично. Теперь нам нужно найти субмодальные различия между «Криком» и «С друзьями». Где звук громче?
Клиент: - В неприятной ситуации громче.
Оператор: - А в ней звук стерео или моно?
Клиент: - Стерео…, не могу сказать.
Оператор: - В какой ситуации звук выше?
Клиент: - Опять в неприятной. Там как будто визг какой-то.
Оператор: - В какой ситуации звук более звонкий или глухой.
Клиент: - Когда с друзьями, там немного более глухой.
Оператор: - Когда ты слышишь эти разговоры, скорость нормальная, или где-то быстрее, медленнее?
Клиент: - В неприятной немного побыстрее.
Оператор: - А длительность записи большая? Может где-то только небольшой кусочек. Иногда так бывает – как будто ленту магнитофона закольцевали…
Клиент: - В неприятной ситуации это практически одна фраза. И она повторяется. А в ситуации с друзьями – там я могу вспомнить разговоры, о чём потом болтали. Не всё дословно конечно, но…
Оператор: - Замечательно. Теперь давай попробуем изменить твоё восприятие «Крика». Сделай в ней звук немного тише.
Клиент: - Она становится чуть менее напряжённой…
Оператор: - Хорошо, верни прежнюю громкость. А теперь сделай звук в «Крике» более глухим.
Клиент: - Сделал. Она стала менее скандальной, но всё ещё достаточно неприятная.
Оператор: - Хорошо, сделай прежнюю звонкость. Теперь замедли в «Крике» скорость «воспроизведения».
Клиент: - Не получается.
Оператор: - Представь, что у тебя диктофон с клавишей подстройки скорости. Знаешь, на кассетных диктофонах обычно ставят такую специальную ручку, чтобы можно прослушать побыстрее или помедленнее разговор. Вот представь, что «Крик» записан на кассету этого диктофона. И ты можешь регулировать – делать быстрее или медленнее. Попробуй.
Клиент: - Да, получается.
Оператор: - Теперь замедли скорость так, чтобы она стала такой же, как в «С друзьями».
Клиент: - Делаю. Да. Хм. Она как-то сразу стала глуше, и я теперь припоминаю практически весь разговор.
Оператор: - Замечательно. Подумай, а как бы ты мог по-другому поступить в этой ситуации? Найди три – четыре варианта…
Клиент: - Да, я мог бы
Оператор: - Подумай, то, что ты теперь будешь по-новому относится к этой ситуации может как-то повредить тебе в жизни?
Клиент: - Нет, Скорее наоборот. Я наверно буду намного легче переносить такие агрессивные события…
Оператор: - Спасибо.

По теме

Схема:: Субмодальности

Модель НЛП:: Субмодальности

Тренинг:: Успешное Мышление