Александр Любимов


Часто в жизни бывает так: переживание вроде подходящее к ситуации, но его как-то мало. Или наоборот много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть, она там была на месте, но её было много. Или: «Я о нём грущу слишком сильно» - грусть тут на месте, но её опять слишком много. Аналогично, «слишком неприятная ситуация». Вот эта техника помогает управлять уровнем интенсивности переживаний - убрать все эти «слишком» и «больше чем». Соответственно, она не очень хороша для того, чтобы изменить оценку - со злости на уважение или с неприятного на приятное. Для этого есть другие техники. 

Напоминаю, что мы меняем нашу оценку ситуации - а не те чувства и переживания, которые были в ней: «Когда я сейчас об этом думаю, мне так стыдно, хотя тогда было весело». Вот «стыдно» - это оценка ситуации сейчас, в которой было «весело».
Естественно, эту технику можно использовать и для усиления переживаний - сделать воспоминание более приятным или ярким.Но запас усиление обычно не очень большой.

Как это работает. Слышали фразу: «Переживания стёрлись». Когда вспоминаешь прошлое, многие приятные события как-то стали более «далёкими». Самое забавное, что говоря так, люди обычно рассказывают о том, как это у них там устроено. Действительно, для большинства людей расстояние до изображения, яркость и размер обычно кодируют интенсивность переживания.

Управление интенсивностью переживаний

Расстояние, размер и яркость образа обычно влияют на интенсивность переживаний, а место и цвета - на знак. В аудиальном канале это за интенсивность обычно отвечают громкость и расстояние до источника звука.
Некоторые думают: «А почему бы просто не убрать ситуацию, которая мне не нравится - отодвинуть в бесконечность или сжать в точку». Но всё, что с нами произошло – это наш опыт. То, что мы пережили и на чём научились. Этот опыт может быть неприятным – но он наш. Если мы убираем ситуации, мы лишаемся этого опыта, теряем к нему доступ. И можем опять вляпаться в аналогичную ситуацию. Гораздо более экологично просто сделать переживания подходящей интенсивности. Да, я знаю, что кипяток очень горячий. И мне не нравится совать в него руку. И я выбираю тот уровень "не нравится", который достаточен для того, чтобы руку в кипяток не сунуть, но в то же время уже не доставляющий страданий при воспоминании о том, как я в него руку засунул.

Видео

Небольшая анимация по теме.

Демонстрация

Оператор: - Андрей, мне бы хотелось, чтобы ты выбрал какую-то ситуацию из прошлого, уровень переживаний по отношению к которой ты хотел бы изменить. То есть само переживание подходит, но его интенсивность тебя не устраивает: тебе бы хотелось побольше или поменьше.
Клиент: - Да, я выбрал.
Оператор: - Что это, если не секрет?
Клиент: - Недавно я забыл сотовый телефон в кафе. До сих пор жалею. При чём купил всего месяц назад.
Оператор: - Стоп, стоп. Достаточно. Я вижу, что это неприятное для тебя переживание. И как бы ты хотел его изменить? Усилить, или наоборот, уменьшить.
Клиент: - Естественно, уменьшить. Телефон я забыл - с этим ничего не сделаешь, - но я всё ещё переживаю. И уже новый купил, но…
Оператор: - Хорошо. Вспомни о том, как ты забыл телефон в кафе. Это больше то, что ты видишь или то, что слышишь?
Клиент: - В основном, вижу.
Оператор: - Отлично, а покажи где находится экран, на котором тебе показывают это кино? Или это слайд?
Клиент: - Кино. Как я кладу телефон на стол, потом ухожу, а он остаётся.
Оператор: - А экран где?
Клиент: - Вот здесь, прямо перед глазами.
Оператор: - Попробуй этот экран приблизить. Что происходит?
Клиент: - Становится ещё более обидно.
Оператор: - Верни картинку на место. А теперь отодвинь её. Что меняется?
Клиент: - Всё становится более далёким. Чем дальше - тем менее обидно.
Оператор: - Отлично, опять верни картинку на место. А теперь сделай её менее яркой. Что меняется?
Клиент: - Тоже становится спокойнее. Но намного меньше, чем когда отодвигали.
Оператор: - Хорошо. Верни картинку на место и сделай обычной яркости. А теперь отодвигай её до тех пор, пока не найдёшь приемлемый уровень переживаний для себя. Но при этом не слишком слабый, чтобы быть достаточно бдительным.
Клиент: - Да, где-то метрах в пяти. Вот здесь, в углу комнаты.
Оператор: - Подумай, если ты будешь так к этой ситуации относиться, это никак не повредить тебе в жизни?
Клиент: - Думаю, что нет. Когда картинка в углу, небольшой уровень обиды есть. Даже не обиды, а раздражения. И он как раз будет напоминать, что телефон не стоит бросать где попало.
Оператор: - Тогда нам нужно закрепить полученный результат. Сделай так: ты сначала представляешь картинку так, как ты о ней думаешь сейчас. А потом резко передвигаешь на то место, которое ты ей только что подобрал. Потом все образы внутри стираешь - , для этого можно просто посмотреть вокруг. И опять повторяешь весь процесс сначала: картинка на старом месте - отбрасываешь её на новое место - стираешь. Так нужно сделать пять – семь раз. Старайся двигать ею как можно быстрее. Готов? Начали.

Клиент: - Я сделал это.
Оператор: - Подумай об этой ситуации с телефоном.
Клиент: - Отпустило. Ситуация стала намного более спокойной, нет уже этой зацикленности.
Оператор: - То есть, когда ты теперь о ней вспоминаешь, где ты её видишь?
Клиент: - Вон там, в пяти метрах.
Оператор: - Ну что, тогда всё. Спасибо.

По шагам

Работать можно двумя способами: с изображением и звуком. Я предлагаю вам попробовать оба и выбрать тот, который для вас будет работать лучше.

1. Выбор ситуации

Выберите ситуацию, интенсивность переживаний по отношению к которой вы хотите изменить. Определите, что производит большее воздействие: звук или картинка.

2 а. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком

Попробуйте сделать звук тише. Можно представить, что перед вами регулятор громкости или дистанционный пульт от телевизора, и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас получиться само собой.

2 б. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа  с изображением

Отодвиньте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять ее руками и ими и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью. Посмотрите, что влияет сильнее, с этим и работайте.

3. Изменение оценки ситуации

После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5-7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро.

При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размером.

4. Проверка

Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает – звук сам, без вашего вмешательства, станет тише. (Картинка отодвинется, станет менее яркой). Если нет – попробуйте проделать пункт 3 еще раз, но отодвигать ещё более быстро. Если и это не даст желаемого эффекта -  попробуйте отодвигать картинку. А если работали с изображением, попробуйте менять звук.

Обучение подсознания

Сейчас мы работали с отдельной ситуацией. Но, наверно, хотелось бы иметь внутри автомат, который сам бы регулировал интенсивность переживаний. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации, но ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую интенсивность для них. Для этого нужно просто повторить весь процесс с ещё тремя - четырьмя ситуациями.

5. Обучение подсознания

Проделайте пункты 1-4 еще с 3-4 ситуациями, аналогичными первой. То есть в которых вы хотите именно уменьшить интенсивность переживаний по поводу ситуаций и не хотите их заменить на что-то другое.

6. Проверка работоспособности

Вспомнить несколько неприятных ситуаций, аналогичным тем, которые вы выбрали в предыдущем пункте. Как меняется ваше восприятие? Обычно люди говорят что-то вроде:
- У меня действительно, как только неприятную ситуацию вспоминаю, она становится несколько дальше.
- Для меня это вызвало внутри какой-то процесс. Такое впечатление, что там идёт глобальная переоценка.
- Я в конце концов просто представил себе регулятор интенсивности и выставлял его как мне нравится. Где побольше, где поменьше.

По теме

Схема:: Субмодальности

Модель НЛП:: Субмодальности

Тренинг:: Успешное Мышление