НЛПера как-то спросили:
– Что является главным изобретением человечества?
– Термос!
– Но почему?
– Наливаешь горячее – остается горячим, наливаешь холодное – остаётся холодным!
– И что?
– А как он узнаёт?!
Вы никогда не задумывались, каким образом вы узнаёте, что вы эту еду любите, а эту нет? В это верите, а в эту странную штуку совсем нет? Что вот эта ситуация из детства приятная, а этот человек нравится?
Мозг для кодирования отношения использует так называемые субмодальности: сенсорные различия в представлении информации. Например, неприятная ситуация в прошлом может быть тёмной, маленькой, расположенной слева внизу, статичной и прямоугольной. А приятная ситуация в прошлом - яркой, большой, овальной, находиться прямо перед глазами и в ней может быть движение.
Субмодальности навязчивости: чёткий яркий объект на размытом или отсутствующем фоне, который занимает практически всю площадь картинки.
У нас в голове тоже есть набор "регуляторов". Только эти настройки служат немного для другого – при помощи этих настроек мозг кодирует отношение: хорошо – плохо, нравится – не нравится, свой – чужой, важно – не важно. Наше понимание (или замешательство), вера, любимый человек и цель жизни – всё это кодируется при помощи субмодальностей. Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз: «Ага. Три дня назад он мне улыбнулся. Вчера молча прошел мимо. А сегодня пожал руку. Так. Значит, он мне симпатичен.» Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим (или ненавидим, или злимся, или равнодушны).
Маленький эксперимент. Представьте себе толпу незнакомых людей. И среди этой толпы разместите знакомого вам человека. Скорее всего он будет более ярким и контрастным. Но может так же быть, что он цветной, а все остальные - серые, или он объёмный, а остальные плоские. Вот при помощи этих различий в яркости, контрастности, объёме или резкости (для визуального канала) мозг и узнаёт отношение, в данном случае «знакомый - не знакомый». Для других оценочных различий: хорошо - плохо, нравится - не нравится, моё - чужое, - будут использоваться другие субмодальности.
Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.
Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его "командный язык". Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон». Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.
К тому же субмодальности – это "командный язык" для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или уменьшить интенсивность неприятной эмоции. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.
Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут их определить.
Положение
Где находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Картинка слева или справа от центра?
Эта картинка наклонна?
Расстояние
Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.
Цветной – ч/б
Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?
Цвета
Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?
Яркость
Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Фокус
Этот образ резкий или он размыт?
Картинка в фокусе или размыта?
Детальность
Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?
Фон
Есть ли фон?
Форма
Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?
Ассоциация – диссоциация
Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация:
Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?
Панорамность
Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?
Граница
Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?
Движение
Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?
Пропорции
Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?
Размерность
Это плоское или объемное?
Положение
Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?
Высота
Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?
Громкость
Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?
Моно/стерео
Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
Монотонность
Это монотонный звук или мелодия?
Темп
Это быстро или медленно?
Ритм
Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.
Длительность
Это непрерывное или прерывистое?
Качество
Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение...
Интенсивность
Насколько сильно это ощущение?
Положение
Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого.
Движение
Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?
Направление
Откуда это движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?
Скорость
Ощущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?
Размер
Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?
Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – "моё – не моё", это процесс оценки), а как вы узнаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте "моё – не моё". Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления "я – не я". Вы об этом уже знаете. Вот как вы об этом узнаёте?
Сравните субмодальные различия:
Я | Не Я |
---|---|
образ ярче | образ тусклее |
чётче | более размытый |
объемный | плоский |
Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.
Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа "вкусной" и "невкусной" еды?
Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?
Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.
Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?
Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.
Если вы для себя формулируете разные оценки ситуации, то можно сравнить субмодальные отличия внутренних голосов, которыми вы общаетесь с собой. Один "за" – другой "против".
Чем музыка, которая вам нравится, субмодально отличается от той, которая вам не очень нравится?
Copyright © 1994-2023 Александр Любимов